Состояние современной психологии

Неудовлетворительное или даже кризисное состояние мировой психологии в начале 21 века объясняется нежеланием психологов признать, что люди применяют не одно, а два разных психических механизма или две компоненты мышления полняемые разными способами. Однако это давно замечено многими выдающимися людьми...

Внимание! Авторские права наших публикаций подтверждены. При любом копировании информации с сайта, ссылка на первоисточник ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Наши контакты:

тел: 978-72-79

e-mail: ids79@yandex.ru

Форма обратной связи

Карта сайта


О детской психологии

Особым разделом психологии считается психология детского возраста. Теория двухкомпонентного мышления ( ТДМ ) хорошо увязывается с исследованиями детской психики. Вполне естественно то, что дети в дошкольном и младшем школьном возрасте в общем полноценно осваивают эмоциональное мышление. Оно даётся детям в основном врождённым путём и доводится до нормального уровня без существенных затруднений. А разумное мышление осваивается только в процессе воспитания и обучения. В нём нет элементов приобретаемых врождённым путём. Этот более сложный психический механизм осваивается позже эмоционального мышления и со значительным трудом. Кроме того он осваивается на фоне уже почти полностью сформировавшегося эмоционального мышления. Дети чаще и больше, чем взрослые, склонны подчиняться эмоциональным побуждениям. В психологии детского возраста часто говорится об аутентичности и эгоистичности детской психики. Но по существу за этими понятиями довольно явно просматривается эмоциональность, которая естественно связана с переживаниями собственного организма и менее склонна считаться с внешними факторами и обстоятельствами, чем разумное мышление. Эмоциональное мышление естественно более аутентично и эгоистично чем разумное мышление и потому детская эгоистичность обычно не есть что-то не естественное. Просто дети ещё не освоили разумное мышление и не научились должным образом считаться с внешними факторами.

Поскольку освоение разумного мышления происходит на фоне вполне сформировавшегося эмоционального мышления, то получается так, что многие элементы, фрагменты и детали формируемого разумного мышления противоречат эмоциональным побуждениям и это существенно затрудняет освоение разумного мышления. В душах людей поселяется гамлетовская проблема – разум в разладе с чувствами (эмоции) и представление о "золотом веке", когда люди жили без раз- лада в душе и не подчинялись меркантильным соображениям и требованиям навязываемым обществом. В литературе это хорошо описано в романе Бальзака "Преступление Сильвестра Бонара." Но так или иначе молодым людям приходится освоить комплекс правил разумного поведения, который необходим чтобы человек мог более ил менее нормально жить в обществе. Необходимо быть вежливым и соблюдать порядки, хотя часто это делать не хочется. Но, как говорится, жизнь заставляет. И естественно молодой человек осваивает правила разумного поведения в меру того, насколько его заставляет жизнь и как только давление жизненной необходимости ослабевает, он стремится дать волю своим эмоциональным побуждениям. Поэтому получается так, что молодой человек или девушка "садится на шею своих родителей ровно настолько, насколько они позволяют". А сверх того он стремятся вести себя по правилам эмоционального мышления, которые примерно такие же, как у высших животных – скотов и зверей. Поэтому же люди, которым тяжело живётся, которые вынуждены больше думать о "хлебе насущном", обычно или в среднем осваивают разумное мышление полнее тех, кому живётся относительно легко. Осваивая разумное мышление люди учатся более внимательно относиться к окружающим и к предметам и событиям внешнего мира и не сразу подчиняться своим эмоциональным побуждениям. Они более склонны стремиться понимать других людей и считаться с ними. Иначе говоря, они вежливее и душевнее. У них обычно лучше оттренированы нравственные эмоциональные рефлексы и проявляются они ярче. Дружба у подростков часто возникает только от безусловно рефлекторной эмоциональной потребности дружить, но не вследствие личных нравственных качеств тех, с кем дружат. И такая дружба обычно долго не продолжается. Только с возрастом и по мере освоения разумного мышления возникает более основательная и нравственная дружба основанная на взаимном интересе и симпатии друг к другу. Тем не менее подростки склонны гордиться своей дружбой и верностью друзьям и нередко "по дружбе" оказывают услуги людям совершенно недостойным и их услуги оказываются вредными.

Время течёт неумолимо и подростки становятся людьми зрелого возраста с разными уровнями освоения разумного мышления. Взрослые люди более или менее успешно освоили комплекс разумного поведения, который необходим для нормальной жизни и работы в обществе. Поэтому острота проблемы противоречий между разумом и эмоциями существенно снижается. Многие люди попадают в колею стабильной привычной жизни не требующей серьёзных изменений и новые противоречия между разумом и эмоциями возникают относительно редко. Однако же проблема освоения разумного мышления остаётся. Узнавать и осваивать что-то новое всё же приходится.


Кроме теоретических работ для широкого круга читателей не имеющих специального образования по психологии и философии написана и издана предлагаемая ниже книжка "Основы психологии в популярном изложении."

©2009. Сайт посвященный вопросам современной психологии
Создание сайта, Веб дизайн ИДС Технологии