Состояние современной психологии

Неудовлетворительное или даже кризисное состояние мировой психологии в начале 21 века объясняется нежеланием психологов признать, что люди применяют не одно, а два разных психических механизма или две компоненты мышления полняемые разными способами. Однако это давно замечено многими выдающимися людьми...

Внимание! Авторские права наших публикаций подтверждены. При любом копировании информации с сайта, ссылка на первоисточник ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Наши контакты:

тел: 978-72-79

e-mail: ids79@yandex.ru

Форма обратной связи

Карта сайта

Современная психология Основы психологии в популярном изложении § 9. Некоторые важнейшие социальные проблемы в свете теории двухкомпонентного мышления

§ 9. Некоторые важнейшие социальные проблемы в свете теории двухкомпонентного мышления

ТДМ имеет непосредственное отношение к большинству современных социальных проблем, из которых мы коснемся только нескольких, представляющихся нам наиболее важными.

1. Инстинктивное желание (врожденный эмоциональный рефлекс) видеть себя сильным, умным и уважаемым (улучшить свое Я-предстаавление) и связанная с ним борьба за лидерство у школьников приводит к поведению, которое выглядит довольно наивно и во многом похоже на аналогичное поведение высших животных со стайным образом жизни. По мере взросления и освоения труда и разумного мышления эти эмоциональные тенденции не исчезают, но принимают новые формы и комбинируются с разумным мышлением. В разумным мышлением нет оснований для таких тенденций и потому они казалось бы должны исчезать. Но в реальной жизни получается иначе – детали и фрагменты разумного мышления начинают применяться для улучшения Я-представления и как оружие в борьбе за лидерство. Я-представление оформляется в терминах и соображениях разумного мышления, в ходе которого у людей формируется честолюбие и его разновидность – тщеславие. Поступками и высказываниями угодными вкусам, привычкам, предубеждениями и желаниям окружающих людей или толпы, а также лиц, имеющих авторитет или власть можно заслужить признание и уважение окружающих и удовлетворить свое честолюбие. Главным образом подсознательно, но иногда и сознательно многие люди устремляются по этому пути, нередко совершая неразумные и вредные поступки. В плане эмоционального мышления правильно и хорошо то, что удовлетворяет честолюбию и улучшает Я-представлнение, и самым сильным фактором, действующим в этом направлении, является внимание и одобрение окружающих или толпы. "На миру и смерть красна". И услужливые защитные психические механизмы помогают не замечать то, что мешает заслуживать одобрение толпы. В теории З. Фрейда такие явления называются вытеснением неприятных соображений из сознания в область подсознательного. Кумир толпы стремиться дать не рассуждающему чудовищу – толпе – все новые и новые поводы для того, чтобы толпа не перестала им восхищаться и ее внимание не переключилось на других лидеров. И все, что делается в угоду толпе, оправдывается благородной почти священной целью – "Это делается для народа!" Успешные действия в этом направлении довольно скоро приводят к появлению культа личности даже тогда, когда личность сама этому противиться.

Но что же нравится толпе и, что действительно нужно народу? Толпа или окружение лидера может составляться и из передовой интеллигенции, и из относительно отсталых и недостаточно культурных личностей. И все личности ищут подходящих выразителей того, что им нравится и группируются вокруг таких лидеров, образуя политические течения и партии. Чем больше группа или прослойка общества, состоящая из людей, имеющих одинаковые вкусы, взгляды и интересы, тем сильнее политическая партия, выражающая их интересы.

В критические периоды истории народов, когда необходимы значительные экономические преобразования и политические перестройки, обязательно имеется значительная прослойка людей, непонимающих необходимость и цели преобразований и перестройки. Это относительно отсталая и мало культурная часть народа, обладающая узкоэгоистическими потребительскими интересами, и не склонная думать об общественных интересах в широком плане. Ее политические лидеры главным образом критикуют реформаторов-перестройщиков и вносят относительно мало позитивных предложений, которые, как правило, очень примитивны и сводятся к волюнтаристическому управлению экономикой и популистским мерам социального обеспечения. Они заботятся об общественных интересах главным образом на словах и почти ничего не делают для изучения действительного положения и возможностей его улучшения. Типичный набор их критики рассчитан на чисто эмоциональное восприятие. "Вот до чего довели страну и трудовой народ политиканы-перестройщики!" "Народу от перестройки стало только хуже!" "Развалили, разворовали, распродали промышленность" "Продали страну иностранным капиталистам" "Подорвали культуру, нравственность, развалили медицинское обслуживание, разрушили систему образования…" "Это геноцид народа!" и т.п. Позитивные моменты – "Голосуйте за наших!" "Мы не допустим обнищания трудового народа, не дадим распродать страну богатым жуликам" "Усилим управление предприятиями в интересах народа" и т.п. При этом как бы молчаливо подразумевается, что ухудшение экономического положения народа есть результат злой воли реформаторов-перестройщиков, желающих нажиться на перестройке, но не результат многолетнего предыдущего хода экономической жизни, который привел к необходимости перестройки. Рассуждать серьезно о таких предметах трудно и скучно лидерам отсталой части населения. Они опираются на представление о том, что стоит только усилить управление (их управление), как все начнет улучшаться. Говорить о том, что перестройка предпринимается главным образом для того, чтобы обеспечить на многие годы вперед возможность людям самим создавать себе обеспеченную жизнь, но не для того, чтобы сегодня-завтра сразу обеспечить всех материально, тоже скучно и плохо воспринимается народом. Все рассуждения на такие темы выпадают из программ противников перестройки. Обещать сразу все поправить – опасно и нереально. Лучше ограничиться осторожным "недопустим". И очень удобно сыграть на национализме: "Россия – для русских!". Таков "джентльменский набор" лозунгов и аргументов политических лидеров отсталой части населения.

Но ввиду многочисленности недостаточно культурного населения лидеры этой части населения с помощью набора таких лозунгов достигают очень значительного успеха и получают возможность существенно тормозить и затруднять перестройку. Это в конечном счете работает против интересов народа и мешает улучшению положения народа. Но лидеры отсталой части народа считают себя обязанными противостоять реформаторам, отклонять их законодательные предложения и по всякому поводу протестовать, чтобы продемонстрировать на словах свою преданность интересам народа. Демократия, права человека и свободный рынок – это для них подозрительные вещи или что-то вроде дымовой завесы, за которой скрывается стремление людоедов-реформаторов всех купить и поработить. Кое-что полезное для народа лидеры его отсталой части все же делают, но вместе с тем они существенно тормозят совершенно необходимые преобразования, снижают эффективность работы общественных учреждений, сбивают с толку народ и таким образом больше вредят, чем приносят пользу.

Демократическое государственное устройство дает всем одинаковые возможности влиять на политику. И если недостаточная культурная и относительно отсталая часть населения велика, то она в существенной мере определяет характер мероприятий в обществе и государстве. Мероприятия, предлагаемые ее лидерами, просты, однообразны и легко воспринимаются большинством народа. А среди сторонников и теоретиков реформ обычно гораздо меньше единодушия. Они часто предлагают разные варианты реформ и всяких иных мероприятий и мешают друг другу. Этим их общественно-политические позиции дополнительно ослабляются и им трудно противостоять лидерам относительно отсталой части населения.

Подсознательное стремление депутатов думы или парламента показать себя, заявить о своей особой точке зрения, продемонстрировать заботу об интересах избирателей побуждает их выступать почаще и при обсуждениях таких вопросов, в которых они мало компетентны. Они чаще используют эффективное средство заявить о себе – выражают несогласие, которое косвенно свидетельствует о существовании особой точки зрения. Поэтому возражающий косвенно говорит "И мы тоже не лаптем щи хлебаем" и заботимся об интересах избирателей. Но в результате действия такой тенденции, которая сильнее сказывается на поведении депутатов от отсталой части населения, решение вопросов в думе затрудняется, замедляется и создается вероятность того, что в ближайшем будущем принятое решение будет отменено и заменено прямо противоположным.

Таким образом, работа законодательных и исполнительных органов управления в демократических государствах существенно зависит от уровня культуры народа и избираемых им депутатов, которые должны вести себя разумно и не поддаваться эмоциональным побуждениям. Демократия может быть хорошей только при достаточном культурном уровне народа, иначе она вырождается в олигархию. При демократии все члены общества (каждая кухарка) должны осознавать и понимать свои личные интересы и интересы государства, должны уметь выражать свои интересы и уметь выбирать подходящих людей, которые смогут правильно в разумном плане отстаивать интересы избирателей. Если этого нет, то на арене общественного управления появляются всякого рода манипуляторы общественным мнением и его выражениями и управление обществом начинает осуществляться в интересах разных ловких и энергичных личностей мало заботящихся о действительных интересах народа. При капитализме демократия становится служанкой богатых, а при социализме – служанкой партийных вождей и чиновников. Качество демократии в основном зависит от культуры народа, от того, насколько правильно он умеет сочетать разум и чувственные побуждения. Толпа должна научиться думать разумно, а не только подчиняться эмоциональным порывам.

2. Культура в широком смысле слова, как образ жизни людей, включает в себя социальную организацию общества, средства общения между людьми (язык и искусство), знания, умения и технику производства материальных благ. Рост культуры выражается в росте и совершенствовании всех составляющих культуры, которые тесно связаны между собой. До 19-20 веков культурный рост народов совершался в четко выраженных национальных формах, выражавшихся, прежде всего в языке и религиозных мировоззрениях. Тогда национализм или борьба за преобладание своей нации, ее языка и религии были жестко связаны с ростом культуры этой нации. Они способствовали росту культуры и потому были прогрессивными. Однако со второй половины второго тысячелетия в связи с развитием торговых, технических и научных связей, обменов и взаимных влияний культура стала приобретать общемировые формы. Сначала появились региональные формы – европейская, азиатская, американская, а потом – почти полностью общемировые, особенно в науке и технике. Цыганское, негритянское, японское, индийское и т.д. искусство все больше становятся частями общемирового искусства, которым пользуются почти одинаково на всей планете. Наука, техника и медицина к концу второго тысячелетия практически полностью стали интернациональными. Вследствие этого связь культуры с национализмом ослабляется и исчезает. Национализм становится тормозом на пути культурного развития – усвоения лучших форм организации общества и развития науки и техники.

Сейчас национализм хорош только в очень ограниченных масштабах для начального поднятия самосознания народов отсталых в культурном отношении. Но как только они ликвидируют свое отставание от общемирового уровня, национализм становится вредным и для них, и для всех остальных народов, потому что он изолирует народы друг от друга. Но эмоциональная природа людей меняется очень медленно и отстает от соответствия современной жизни. Националистические лозунги позволяют относительно просто поднять или улучшить Я-представление через улучшение Мы-представления. Поэтому националистические лозунги пока еще находят верный и широкий отклик в народных массах и, особенно в их недостаточно культурной части. И политические лидеры этой части народа используют национализм в своих конъюнктурных целях, несмотря на то, что раздувание националистических чувств теперь почти всегда вредно, поскольку оно тормозит культурное развитие, ведет к международной изоляции, а нередко и к вооруженным столкновениям.

3. Семья и семейные отношения являются одной из самых острых современных проблем и, особенно, справедливое распределение хозяйственных обязанностей между мужчиной и женщиной. Справедливость в распределении хозяйственных обязанностей в семье вообще не может быть достигнута не только по причине отсутствия достаточно определенных представлений о том, что справедливо и что нет, и несоизмеримости разных видов работ, но и по причине психического свойства, которая заключается в том, что каждому человеку его дела и обязанности представляются более важными, более трудными, более многочисленными и ответственными, чем дела и обязанности другого человека. Согласие в этом вопросе очень трудно достижимо и свойства примитивной психики мешают находить компромиссы. Проблема равноправия в распределении хозяйственных обязанностей может и должна решаться психологическим путем на основе стремления каждого из любящих друг друга людей сделать все то, что он умеет сделать лучше, и потом помочь другому и освободить побольше времени для совместных развлечений или занятий любимыми делами. Благожелательное участие и взаимопомощь являются средством, ликвидирующим конфликты еще до их возникновения.

Однако для такого способа ликвидации конфликтов необходима любовь и благожелательность, а так же определенная культура эмоциональной (чувственной) жизни, и именно такая культура, когда человек участливо сочувствует другому и не позволяет себе переживать эгоистические чувства соперничества, мстительности и т.п. Привычка к такой чувственной жизни иногда складывается стихийно, но рассчитывать на счастливый случай не следует и надо самому содействовать образованию такой привычки. И тут мы опять-таки приходим к необходимости правильно или разумно организовывать эмоциональную жизнь.

В прежней простой и трудной жизни вопрос решался за счет традиционных представлений о том, что может и должен делать мужчина и, что следует делать женщине. В новых условиях, когда роль тяжелого физического труда существенно сократилась, материальная обеспеченность выросла и многократно увеличилось количество видов труда, старый способ решения вопроса стал непригодным и потому неизбежно возникновение споров и конфликтов. И устранить эти споры и конфликты можно только с помощью правильной разумной организации эмоциональной (чувственной) жизни, т.е. путем повышения психической культуры.

В отдельных случаях, которые не так уж редки, стремление жить согласно своим чувственным побуждениям без их разумной регулировки доводит до того, что некоторые лица, как женщины, так и мужчины становятся неспособными к совместной семейной жизни. Сексуальных партнеров и друзей они переносят в, так сказать, ограниченных дозах. Прожив семейно год или два, они решают, что это уже слишком утомительно и тяжело, и расходятся нередко без скандалов, или даже сохраняя хорошие отношения. Единственный ребенок обычно остается с матерью, т.к. ее чувственная инстинктивная привязанность к ребенку обычно сильнее. В таких случаях ребенок обычно остается без братьев и сестер, и это плохо сказывается на его воспитании.

Благодаря наличию ребенка мать переживает или потребляет порцию материнских чувств, нимало не задумываясь о том, плохо это или хорошо для ее единственного ребенка. Она попереживала материнские чувства и ей этого достаточно. Она не собирается усложнять и затруднять себе жизнь заботами о втором ребенке. А о том, что для единственного ребенка ее забот может быть слишком много в смысле концентрации или интенсивности чувств и слишком мало в смысле ассортимента, она не знает и не думает. Поэтому нередки случаи, когда матери своей излишней и неумной заботой буквально калечат детей в психической отношении и делают их неспособными и семейной жизни. Вообще чувства матери к единственному ребенку не совсем правильные и не исчерпывают всего того, что могут переживать матери по отношению к детям. Но женщины обычно не знают этого, не задумываются над этим и нередко даже обходятся примитивными вариантами похожих чувств по отношению к кошечкам и собачкам. Это проще и надежнее того, что получается при попытках помогать детям из детских домов, хотя и не дает полноценного удовлетворения.

На деле все это получается именно в потребительском духе. Попереживала примерно то, что надо и хватить, а то еще нарвешься на хлопоты и неприятности. А каково при этом придется близким людям и особенно детям – это "сложная философия" и "разве кто-нибудь знает точно, как надо жить". А детям нужны не только матери, но и отцы, и братья, и сестры, и бабушки, и дедушки, и даже дяди, тети и двоюродные братья и сестры. По некоторым данным для формирования полноценного женского характера постоянное общение с отцом даже важнее, чем с матерью. Но в большинстве случаев обо всем этом не думают и живут в стиле потребления чувств, которые часто больше похожи на искусственные заменители, чем на настоящие чувства. Люди перебирают и пробуют чувственные переживания, как дегустаторы вина, и выбирают самые острые, пикантные и экзотические, чтобы пользоваться только ими. Но при этом, так сказать, естественный вкус чувства искажается примерно так, как искажается вкус натуральных пищевых продуктов, когда они становятся консервами.

  • Едва касались мы до чаши наслажденья,
  • Но юных сил мы тем не сберегли;
  • Из каждой радости, бояся пресыщенья,
  • Мы лучший сок навеки извлекли.

Потеря способности жить в коллективе или в большой семье чаще встречается в среде относительно обеспеченных материально слоев населения и, особенно, среди лиц, связанных с искусством, т.к. среди них особенно распространен "культ искусства" (культ чувств).

Противоестественность такого индивидуалистического образа жизни видна из того, что в капиталистических обществах все больше говорят об одиночестве личности в современном обществе и восполняют недостаток в общении участием в разного рода клубах и кружках самодеятельности, новых религиозных сектах и группах, число которых стремительно растет. Жизнь большими семьями, совмещающими людей трех или четырех поколений, следует считать более естественной, более нравственной и, главное, более подходящей для воспитания и обучения детей, чем жизнь в мелких семьях, состоящих из матери, отца и одного-двух детей. Но современный стиль жизни в странах капиталистической демократии делает возможным, более удобным и экономически рациональным существование мелких семей. Индивидуальные вкусы и прихоти в мелких семьях удовлетворяются проще и с нравственностью тоже полегче. Можно жить, не оглядываясь постоянно на родственников и не думая о них. Но вообще это в психическом отношении не так-то хорошо и плохо сказывается на воспитании детей, хотя люди к этому привыкают и считают это современным стилем жизни.

В больших семьях жить психологически сложнее, но преодолевать такие сложности для людей естественно и нормально. Раньше трудности жизни заставляли преодолевать эти сложности. Теперь такого принуждения нет и потому реализуется тенденция подчиняться индивидуальным прихотям. Чтобы восстановить более естественный образ жизни большим семьям теперь необходимо поднять культуру мышления и освоить разумную организацию чувственной жизни, которая позволит довольно просто преодолевать психические трудности жизни в больших семьях. Это также является способом улучшения или облагораживания чувственной жизни каждой личности, но вовсе не подчинением кабале семейного коллектива во главе с деспотическим лидером, как это нередко бывало раньше. Разумная организация чувственной жизни вовсе не должна детально копировать условия прежней общинной жизни. От старой жизни надо взять разнообразие и многочисленность контактов с людьми всех возрастов и умение взаимодействовать с ними в простых трудовых процессах с сопутствующими проявлениями нравственных чувств.

Один из встречавшихся автору бывалых людей делил всех женщин на две категории. К одной он относил тех, которые приветливы, добры, доброжелательны и терпеливы всегда, потому что они такими являются по натуре. К другой он относил тех, которые говорят "А почему это мы должны быть добрыми, приветливыми и терпеливыми? Как вы к нам относитесь – так и мы к вам. Будьте с нами ласковыми и приветливыми, тогда и мы будем хорошими". Такие женщины по натуре неприветливы, неблагожелательны и нетерпеливы, потому что их не учили подавлять в себе эгоистические эмоциональные побуждения и относиться к окружающим с благожелательным вниманием и вежливостью. Быть приветливыми и благожелательными им трудно. Это им не по нутру, не соответствует их натуре. Им вовсе не хочется изменять себя в угоду мужчинам. Они соглашаются изменять себе или менять свои привычки только в обмен на то, что им приятно. Они в психическом отношении торгуют собой и стараются не продешевить. Они считают дурочками тех, которые приветливы и благожелательны ко всем, хотя часто встречаются люди, не заслуживающие этого.

Приветливые и благожелательные женщины обычно не очень-то увлечены собой и более объективно и правильно смотрят на жизнь, а торговки видят все через призму своих удовольствий. Первые обычно справедливее и тактичнее, потому что стремление к удовольствиям не мешает им правильно видеть и оценивать действительность. Уже в силу одного этого они оказываются умнее. Если у мужчины случается беда или существенные затруднения, то первые сочувствуют, помогают или даже выручают, а вторые сейчас же замечают, что им чего-то недодают, возмущаются, требуют и усугубляют затруднения мужчин, когда им приходится туго.

Все это относится не только к женщинам. То же самое можно сказать и о мужчинах. Многие мужчины относятся к своим женщинам как к прекрасным и добродетельным принцессам, хотя те вовсе не заслуживают этого. Эти мужчины так поступают, потому что просто они такие и это им так надо, даже если женщина далека от идеала добродетели и красоты. Но не мало и таких мужчин, которые смотрят на женщину утилитарно и оценивают их с точки зрения того, какие удовольствия они от них получают. В первом случае женщине легко стать приветливой и добродетельной, а во втором ей надо все время быть настороже и строго учитывать все, что от нее получает мужчина.

Если изменить приветливой и ласковой женщине и бросить ее, то она будет страдать независимо от того, что это для нее иногда может обернуться к лучшему. Обмануть ее и бросить трудно и тяжело для порядочного мужчины. Бросить же торговку чувствами гораздо легче, потому что она вполне может найти нового поклонника, который будет доставлять ей больше удовольствий. Она живет не для того, чтобы любить своего единственного избранника, так почему бы ей не попытаться найти более подходящий вариант?

За такими оценками личных качеств людей нельзя не видеть все ту же проблему психического развития личности – проблему перехода от преобладания простых случайных эмоциональных мотивационных побуждений к разумно организованной эмоциональной жизни, когда эмоциональность с узкоэгоистической направленностью ограничена и ослаблена, и человек широко реализует чувства, связанные с трудом и общественными отношениями.

4. Отношение к свободе внебрачных половых сношений хорошо выявляет то, насколько человек продвинулся в смысле освоения правильной организации своей чувственной жизни. Если человек знаком с самостоятельной творческой работой в стиле свободного труда и с сопутствующими ей чувствами, то он более широко видит жизнь и ему известны чувства человеческого эмоционального дополнения. Он более реально оценивает возможности и перспективы. Сексуальные чувства и удовольствия не представляются ему чем-то единственно прекрасным, исключительно привлекательным и единственно достойным для человека. Ему не обязательно хочется сорвать цветок сексуального удовольствия, до которого он может дотянуться, и показать себе и другим, что он достаточно взрослый и самостоятельный человек, умеющий настоять на своем. Люди психически развитые обычно бывают более целомудренными и воздерживаются от половой жизни, если они пока еще не полюбили достаточно сильно, чтобы решиться создать семью и связать с ней свою жизнь. Половая жизнь или удовольствие от секса для них не "единственный совет в окошке" и они не хотят рисковать своей будущей семейной жизнью ради кратковременных удовольствий. Поэтому целомудрие девушки или парня есть показатель их правильного воспитания и уровня развития, знакомства с трудом и соответствующими чувствами, показатель их способности не поддаваться плотским влечением и в существенной мере залог будущей правильной и счастливой семейной жизни. Таким образом, целомудрие в свете ТДМ вовсе не пережиток старых времен, но существенный и довольно четкий показатель культуры человека, уровня его развития и способности создать прочную и счастливую семью.

Конечно, это не всегда обязательно только так без каких-либо исключений. В жизни всякое бывает, но рассчитывать на счастливый случай не следует. Надо ценить и беречь возможность создать здоровую и счастливую семью и получить от нее очень много удовольствий. Не стоит подвергать ее риску от случайных венерических заболеваний и абортов и осложнять семейные отношения необходимостью скрывать и подавлять привычку к случайным сексуальным связям. Те, кто помнят обо всем этом, в большинстве случаев бывают целомудренными. Не зря общечеловеческая нравственность осуждает половую распущенность.

Капиталистическая организация производства создала весьма совершенную систему психического потребительства и в этой системе секс используется как надежный и простой способ возбуждения переживаний. Это способ не мог не быть использован. При этом нравственный уровень общества был соответственно снижен. Но это не "конец света", а только очередной этап развития человеческого общества и человеческой психики. И этот этап должен кончиться освоением умения правильно относиться к сексуальным удовольствиям. В современной американской социологической литературе кое-где отмечаются тенденции перехода от неограниченной сексуальной свободы к более здоровой сексуальности в пределах семьи.

Комплекс человеческих чувств, связывающихся с сексом, вещь довольно сложная. В нем присутствуют и самые простые компоненты, практические не отличающиеся от тех, которые присущи животным, и сложные, присущие только людям, и включающиеся в тематические блоки со значительным содержанием разумных компонент. Соответственно сексуальные чувства могут реализоваться в примитивном виде, как у животных, и в развитых и усложненных формах, как бывает у высоко нравственных и культурных людей. Для психического потребительства более подходящими являются простые формы, которыми легче и удобнее манипулировать. Глубоким и долговременным чувством манипулировать невозможно. Его не разделишь на кусочки для приема в подходящие минуты. Поэтому в стиле психического потребительства реализуется не весь спектр сексуальных чувств и эмоций, а только его примитивная и грубая часть. Иначе говоря, люди, занимающиеся сексом в стиле психического потребительства и спорта, обкрадывают себя не реализуя очень существенную и наиболее красивую и благородную часть сексуальных чувств. Создавая себе привычки свободного сексуального общения, они закрывают себе пути и возможности реализации больших и глубоких человеческих чувств. Так выглядит вопрос о сексуальной свободе и целомудрии в свете ТДМ.

5. Интересная картина наблюдается в области познания устройства мира в самых общих чертах. Люди инстинктивно любопытны и им всегда хотелось знать о том, как устроен мир и от чего зависит ход событий в этом мире. Без этого трудно проектировать упреждающую или подготовительную деятельность. Для удовлетворения такой потребности очень удобной является гипотеза о том, что мир сотворен могущественными существами или даже одним очень умным и всемогущим существом – богом. Эта гипотеза достаточно проста и понятна и с ее помощью можно объяснить очень многое, поэтому познавательная активность людей сосредоточивалась около этой идеи и подбирались и выдвигались лидеры, создававшие и оформлявшие разные варианты этой гипотезы или разные варианты религии.

Человеческая психика такова, что в ней обеспечивается возможность самовнушения, возможность убедить себя в том, что сможешь, или наоборот, не сможешь что-то сделать. Почувствовав уверенность в том, что он сможет исполнить задуманное, человек действует эффективнее и вероятность достижения цели значительно возрастает. Спортсмены это хорошо знают. Совершенно также путем договоренностей (просьб, молитв, исповедей, обещаний, лести и даже угроз) с богом или богами люди увеличивают свои возможности действовать более эффективно и эффект хорошо заметен на практике. Такую возможность люди не могли не использовать. Этот факт расценивается как подтверждение религиозной гипотезы. И все народы создали разные варианты религии. Проповедники и пророки состязались в создании религиозных учений и большинство народа шло за теми, кто предлагал более понятные и удобные учения. Этот процесс продолжается до сих пор и даже усиливается в связи с тем, что познавательные потребности людей растут и расширяются.

Представитель любой конфессии, считающий только свою веру истинной или единственной правильной, очевидно не может не удивляться тому, что люди зачем-то напридумывали много неправильных религий и почему-то упорно за них держатся. Это конечно можно объяснить происками дьявола, но при сколько-нибудь внимательном и критичном рассмотрении этого вопроса довольно четко видно, что все варианты религии играют определенную роль в жизни людей и удовлетворяют определенные потребности людей. Именно эти потребности заставляют всех людей, даже в самых дальних и глухих уголках земного шара, придумывать и подбирать себе подходящие варианты религиозных представлений, чтобы использовать их в своей жизни. История довольно четко показывает как изменялись способы удовлетворения этих потребностей от примитивных языческих религий к более сложным и четко оформленным монотеистическим религиям христианства, ислама и буддизма. История показывает, что все формы религиозных представлений возникли в основном одинаково все пошли от выдающихся личностей – Христа, Магомета, Моисея, Будды или были оформлены несколькими поколениями подобных им людей, имена которых история не сохранила, как в древней Греции, Египте и центральной Америке.

Потребности людей в объяснении устройства мира относительно простым и легким путем ссылок на существование и действия некоего всемогущего разумного существа – бога почти одинаково удовлетворяются различными вариантами представлений о боге или различными религиозными системами. Важна не некая истина, не выяснение самой правильной религии, но удовлетворение потребностей людей в простом, понятном и удобном объяснении устройства мира. Если бы действительно существовал один бог и одна вера была бы истинной, то старания богословов всех конфессий приводили бы к единому общему результату и всякие уклонения от истинной веры не могли бы играть в общественной жизни такую же роль, как истинная вера. Но на деле все обстоит иначе – богословы разных конфессий, как будто состязаясь друг с другом в упрямстве, настаивают на своем, всячески защищая, поддерживая и укрепляя своей престиж и свои доходы. И никто из них не обращает внимания на пояснение, данное в "Бхагават – Гите" три тысячи лет назад о том, что все верующие в разных богов и язычники идут к одному общему богу, но только разными путями. Очевидно, верующим нужна не религиозная истина, а возможность переживать определенные чувства, которые могут возбуждаться многими религиями примерно одинаково. Наличие многих разных религий даже удобнее, т.к. позволяет представителям каждой из конфессий считать себя самыми умными (улучшает Я-представление) и помогает в организации борьбы с соседями. Поэтому количество вариантов веры в бога довольно велико и оно не только не сокращается, как должно было бы быть, если бы действительно существовал один бог и люди стремились бы о нем узнать, но скорее наоборот – оно увеличивается и появляются все новые и новые религиозные лидеры, претендующие на новые варианты религии. Все религии изменялись, совершенствовались, уточнялись и дополнялись в соответствии с изменяющимися потребностями людей и при этом возникали новые варианты и ответвления во всех религиях.

Трудно сомневаться в том, что все религиозные системы есть только разные варианты попыток ответить на один и тот же общий вопрос о том, как устроен мир и от чего зависят события в этом мире. Ответ на этот вопрос нужен всем людям одинаково, потому что существеннейшая особенность человека состоит в том, что он познает в разумной форме окружающий мир и на основе познания предпринимает меры, способствующие его выживанию и благоденствию в будущем. В разумном познании и подготовке упреждающей деятельности состоит смысл и назначение психики и психических потребностей людей. Это общая основа, а варианты удовлетворения общей психической потребности людей могу быть разными – и с помощью религиозных представлений, и естественнонаучным путем. И лучше те, которые обеспечивают лучшее выполнение основной задачи – подготовке или проектированию упреждающей деятельности. Когда-то достаточно было руководствоваться религиозными представлениями, но после научно-технической революции приходится все более полно и всесторонне использовать естественнонаучные представления, поскольку все религии примерно одинаково не могут удовлетворительно объяснить многие явления, которые теперь приходится рассматривать.

Свойства Бога таковы, что он хорошо соответствует человеческим желаниям или свойствам человеческой психики. Человек осознает свою психическую жизнь вплоть до деталей и мелочей. Поэтому и бог, как производное от человеческой психики, должен заниматься всем этим также постоянно, как работает человеческое сознание, или быть вездесущим, всеведущим и способным отслеживать все движения души человеческой. Поскольку человеку трудно и неприятно думать о том, что он умрет и ничего от него не останется, то весьма удобно и уместно представление о бессмертии души. Зло в большинстве случаев наказуемо и, так сказать, в этой жизни. И нам хочется чтобы так было всегда. Но в этой жизни не всегда так бывает. Поэтому бог должен заняться этой проблемой в загробной жизни. Бог справедлив и всем воздаст по заслугам. Но это нас устраивает не всегда. Нам часто хочется что-то сделать для родных и близких. Поэтому, если мы будем усердно за них молиться, то бог откажется от своей божественной справедливости и сделает кое-какие поблажки тем, за кого молятся. По религиозной идее бог дает людям мирскую жизнь, чтобы они на этом поприще противостояли дьяволу, и в зависимости от их стараний и успехов он потом их наградит или накажет. Следовательно, божественный смысл жизни в противостоянии дьявольским соблазнам. Очевидно, люди должны вести себя как хорошие бойцы. Но это трудновато. И чуть ли не половина обращений верующих к богу содержит беспринципные просьбы – "помилуй, спаси и избави нас от лукавого" и т.п. Людям легче и приятнее вести себя как попрошайки равнодушные к целям божественного промысла. В результате эмоционального мышления у человека все время с подсознательным автоматизмом возникают чувственные оценки и побуждения, многие из которых неправильны в плане разумного мышления или греховны. В религии это отражается в виде представления о черте, который все время крутится около человека и старается склонить его к грешным поступкам. Настоящим верующим считается не тот, кто разумом понял бога или узнал о нем, но тот, кто "проник к нему душой и сердцем", или, что то же самое, привык к обрядам и стал получать от них удовольствие и удовлетворение. Это действительно возможно, если забыть о естественнонаучной точке зрения и не относиться критически к учению церкви и ее обрядам, а стараться вчувствоваться в церковные обряды.

Для доказательства существования бога чаще всего предлагается попробовать в него верить. И когда человек начинает испытывать удовлетворение от церковных обрядов и благотворительной деятельности, то это и считается доказательством существования бога. Но на самом деле это есть только проявления условных и безусловных эмоциональных рефлексов и вовсе не доказывает существование бога. В религии все дело в чувствах, а не в истине постигаемой разумно. И чувственная сторона религиозной практики обеспечивается всеми религиями почти одинаково и потому оправдывается существование многих религий. Все они удовлетворяют чувственные потребности людей почти одинаково и потому ни одна из них не лучше других и, тем более, ни одна не может претендовать на то, чтобы быть единственной истинной или правильной системой знания.

В современной обстановке религия имеет много общего с психическим потребительством. Она дает каждому человеку, независимо от его трудовых успехов, возможность почувствовать себя причастным к некоей великой мудрости и справедливости, почувствовать себя очищенным от греха и мирской скверны, облегчить угрызения совести и т.п. В религиозных обрядах люди объединяются в группы, в которых они общаются друг с другом, соревнуются и помогают друг другу. Все это приятно, интересно и эффективно скрашивает однообразие жизни. Около дел церкви развертывается довольно обширная общественная и благотворительная деятельность и многие удовлетворяют свои потребности в общественной деятельности в делах, связанных с религией. И чем приятнее людям в церквях или мечетях в религиозном общении с окружающими, тем энергичнее они заставляют свой разум подыскивать оправдания для веры в бога и именно в той форме (конфессии), которая им привычна. Кроме того, религия постоянно напоминает людям правила, которые весьма полезны в практической жизни. Это 10 заповедей и, в частности, общее правило о том, что не следует поддаваться мирским и плотским соблазнам. Это последнее представляет собой примитивное ограниченное решение проблемы правильного применения разума и эмоций. Таким образом, в религии объединяется много приятного и кое-что полезное. Поэтому она получила большое распространение, несмотря на ее отрицательные стороны.

Сторонники религии обманывают людей, утверждая будто бы все то нравственное и полезное, что содержится в религии, дается человечеству от бога или только благодаря религии. Это неверно. Все это есть подборка и экспликации из общечеловеческой нравственности и правил практической жизни. Общечеловеческая нравственность древнее религии и даже в некоторых отношениях (отношение к детям) древнее самого человечества. Поэтому она проявляется почти одинаково во всех вариантах религии.

Раньше практически полезная часть религии играла более важную роль в жизни людей. Теперь естественнонаучные знания могут удовлетворять потребности человечества много лучше и полнее, чем религия. Но теперь в связи с дезинтеграцией психики и ростом психического потребительства более важной стала роль религии в удовлетворении потребностей психического потребительства. Это привело к тому, что религия стала приспосабливаться к психическому потребительству, которое весьма разнообразно и изменчиво в его конкретных формах. Соответственно, появилось множество новых религий, которые лучше удовлетворяют потребительские вкусы разных групп и отдельных личностей. Появилась опасность разрушения основных, наиболее четко формализованных религиозных систем, и у руководителей таких конфессий появилось стремление опереться на естественные науки, согласовать свои религиозные представления с научными данными и тем упрочить свои позиции.

Все больше и больше занимаясь удовлетворением психического потребительства, религия распространяет и усиливает отрицательные последствия психического потребительства. Нравственность вроде бы поддерживается религией, но безнравственные поступки – грехи – можно замолить, получить отпущение грехов и даже откупиться от них за деньги. Так что "Греши пока молод и грех сладостен. Состаришься – замолишь". Получается на словах – защита нравственности, а на деле – попустительство безнравственности. Получать удовольствие от веры и обрядов "не мудрствуя лукаво" – такое поведение приближается к пьянству и наркомании. Вера в значительной мере есть интеллектуальное пьянство, которое менее вредно для здоровья, чем обычное пьянство с применением алкоголя, но ее роль в человеческой жизни примерно такова же. С помощью религии люди уходят от практической жизни, от ее трудностей и горестей и от ее настоящих полноценных радостей примерно так же, как это делается с помощью наркотиков. Слабому человеку, инвалиду или калеке трудно иметь успехи в практической жизни и переживать соответствующие радости. А в религии и обрядах ему даже легче, чем нормальным работоспособным людям. В вымышленном религиозном мире, где нет постоянной борьбы с природой за "кусок хлеба", где не надо соображать, думать и трудиться, где природа не накажет тут же и потом еще не раз за каждую ошибку или упущение – в таком мире легче и спокойнее всем. Не нужен разум, не нужна сила воли и упорство в труде, не нужен постоянный самоконтроль и самокритичность. Достаточно быть терпеливым и смиренным, что доступно даже многим психически неполноценным людям. Это очень удобно для психического потребительства.

Религиозная практика, наряду с призывами к справедливости, милосердию и состраданию, представляет собой психическое потребительство, сдобренное и приправленное элементами нравственности и житейского практического здравомыслия. Она примитивным образом отчасти удовлетворяет стремление к познанию окружающего мира. Для мало образованных людей с невысоким культурным уровнем религия, с одной стороны, облегчает, разнообразит и украшает их жизнь. Но, с другой стороны, она отучает их разумно мыслить, ослабляет их волю, делает их пассивными, снижает предприимчивость, инициативность и способность искать и усваивать новое. Она приучает попрошайничать вместо того, чтобы самим задумывать лучшее и добиваться его реализации. Для людей же образованных, культурных и интеллигентных, не нуждающихся в психическом потребительстве, религия есть пустая трата времени.

6. Алкоголики и наркоманы, по-видимому, руководствуются желанием получить чувственное (эмоциональное) удовольствие. Если человек следует этой склонности, то он легко втягивается в постоянное потребление алкоголя или наркотиков, потому что это дает приятные эмоции, и отучить его очень трудно или почти невозможно. Даже пройдя курс лечения, он всегда склонен взяться за старое при первой же возможности. Но если сам алкоголик или наркоман сознательно решил изменить свою жизнь и сам существенно снизил свою оценку удовольствия, получаемого от приема алкоголя или наркотика, и приучился вспоминать все неприятные последствия, то выздоровление вполне возможно и очень вероятно. Так думают очень многие врачи. По существу же такое решение больного есть отказ от примитивного удовольствия и более или менее сознательная волевая замена его другой психической жизнью, другими удовольствиями, более достойными человека. Иными словами, это частный случай правильной организации психической жизни. Поэтому человек, решивший проблему противоречий между чувствами и разумом и в результате ее решения обладающий довольно хорошо развитой волей, почти наверное, не станет ни алкоголиком, ни наркоманом. Психически он более устойчив и менее подвержен алкоголизму и наркомании, а также и разным психическим расстройством. Таким образом, решение проблемы правильного сочетания эмоций и разума в существенной мере или даже в основном решает и огромную социальную проблему пьянства и наркомании.

7. Вообще довольно хорошо видно, насколько глубоко качества человеческой личности зависят от степени освоения человеком правильного сочетания эмоций и разума. Очевидно, есть основания для того, чтобы считать степень освоения правильного сочетания разумного и эмоционального мышления главным показателем совершенства человека, его воспитанности и культурности. Все остальное – знания (образование, начитанность, знание языков и т.д.) и умения (работать с компьютером, мастерить разные вещи, играть на музыкальных инструментах и т.д.) не так определенно связываются с совершенством человеческой личности. Человек, освоивший правильное сочетание разума и эмоций, однозначно должен быть высоко нравственной личностью, потому что правильная организация эмоциональной жизни обязательно предполагает полноценную реализацию в жизни человека чувств, называемых нравственными. Никакие знания, умения и способности людей не связаны так тесно и непосредственно с нравственностью, как степень освоения правильного сочетания чувств и разума.


Кроме теоретических работ для широкого круга читателей не имеющих специального образования по психологии и философии написана и издана предлагаемая ниже книжка "Основы психологии в популярном изложении."

©2009. Сайт посвященный вопросам современной психологии
Создание сайта, Веб дизайн ИДС Технологии