Состояние современной психологии

Неудовлетворительное или даже кризисное состояние мировой психологии в начале 21 века объясняется нежеланием психологов признать, что люди применяют не одно, а два разных психических механизма или две компоненты мышления полняемые разными способами. Однако это давно замечено многими выдающимися людьми...

Внимание! Авторские права наших публикаций подтверждены. При любом копировании информации с сайта, ссылка на первоисточник ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Наши контакты:

тел: 978-72-79

e-mail: ids79@yandex.ru

Форма обратной связи

Карта сайта


Современная психология Основы психологии в популярном изложении § 5. Развитие психики в ходе истории человечества

§ 5. Развитие психики в ходе истории человечества

Поскольку вид "человек разумный" отличается от высших животных тем, что он применяет разумное мышление и соответствующую трудовую деятельность, то появление и развитие разумного мышления совпадает с появлением вида "человек разумный". У обезьяноподобных предков человека, как и у большинства высших млекопитающих, уже имелось хорошо развитое эмоциональное мышление к тому времени, когда на фоне эмоциональной психической жизни стали появляться отдельные случаи разумного мышления. Эмоциональное мышление представляло собой последовательность изменявшихся и переходящих одна в другую эмоций. Эти эмоции возникали вследствие оценки внешних предметов и событий и складывались с эмоциями-настроениями, которые представляли собой обобщенные эмоциональные оценки условий внешней среды и физиологического состояния организма. Эмоции менялись по мере поступления новых сенсорных данных, вследствие изменений во внешней и внутренней среде, вследствие переключения внимания на новые предметы и детали внешней обстановки и при актуализации хранящихся в памяти ощущений, впечатлений и образов.

С помощью эмоционального мышления, по-видимому, можно решать многие задачи на построение программ поведения, включающих не только операции с готовыми предметами внешней природы, но и с простейшими орудиями для воздействия на такие предметы – камнями, палками. Такие явления обычно рассматривались как простейшее разумное поведение животных. Но полноценный учет свойств и возможностей эмоционального мышления позволяет объяснить такие явления без применения разумного мышления.

Разумное мышление начинается с применения абстрактных понятий о камнях вообще любых и всяких, о деревьях вообще, о времени и пространстве и т.д. Такие предметы не могут определенно и достаточно стабильно ассоциироваться с какими-нибудь определенными эмоциями и поэтому эмоциональное мышление не может оперировать с ними. Чтобы с ними можно было оперировать, как говориться, в уме, необходимы особые нейродинамические модели, не имеющие эмоциональной окраски, которые в сознании представляются как понятия и ассоциируются с соответствующими словами. Разумное мышление началось с создания таких моделей и их применения.

Первобытные люди строили программы поведения с помощью эмоционального мышления или просто пытались получить желаемое. Но это не всегда удавалось. И в таких случаях первобытные люди стали строить более сложные программы поведения с применением элементов разумного мышления. Неудачи в получении того, чего хотелось, усиливали желание. Поэтому разумное мышление с самого начала применялось для достижения целей ярко окрашенных эмоциями. Иначе говоря, разум с самого своего появления в общей ориентировке подчинялся эмоциям. И до сих пор разумное мышление у людей в подавляющем большинстве случаев служит для достижения целей с яркой эмоциональной окраской. Поэтому-то разум людей так часто работает как золотая рыбка на посылках у глупой и жадной старухи. В этом нет злого умысла и даже это не могло быть иначе. Но это вовсе не значит, что так должно быть всегда. В будущем должно быть иначе. Но переход к такому будущему составляет особую проблему, и именно проблему правильного сочетания эмоционального мышления с разумным мышлением.

Первобытные люди применяли разумное мышление в относительно редких случаях, как особо замечательное и сильное оружие, которым пользовались преимущественно мудрецы и вожди. В такой обстановке проблема противоречий между чувствами и разумом не могла быть выявлена в общей форме. Конкретные ее проявления объяснялись просто, и в них трудно было заметить что-то общее. Замечательная эффективность и поразительные возможности разумного мышления, применявшегося выдающимися людьми того времени, по-видимому, привели к возникновению представлений о героях, колдунах и богах, обладающих сверхъестественными возможностями.

Вообще рационально не применять разумное мышление по любому поводу. Лучше пользоваться только эмоциональным мышлением, если этого оказывается достаточно, потому что разумное мышление совершается много медленнее, чем эмоциональное. На практике затраты времени, необходимые для разумного мышления, в большинстве случаев неприемлемы и потому приходится ограничиваться только эмоциональным мышлением, а за "разум браться" только тогда, когда с применением одного эмоционального мышления что-то не удается. Однако такой в общем рациональный образ действий приводит к тому, что поведение людей определяется главным образом эмоциями и получается немало неразумных поступков. Вообще и сам совершавший неразумный поступок может заметить и нередко замечает неразумность своего поступка. Но это неприятно для самолюбия и потому защитные психические механизмы мешают людям замечать неразумность их поступков. Со стороны же неразумность чужих поступков замечается легче, потому что защитные психические механизмы не мешают. Неразумность человеческих поступков чаще замечается со стороны и совершивший поступок получает неприятное замечание. И тогда самый простой и примитивных выход из положения состоит в том, чтобы отвергнуть упрек и с помощью разумных доводов показать, что поступок разумен и справедлив. Такой примитивный выход из положения практикуется очень часто. Встречается даже его упрощенный вариант совершенно не логичный в плане разумного мышления. Он заключается в том, что в ответ на замечание приводится объяснение о том, что поступок совершен вследствие естественных эмоциональных побуждений. В плане разумной логичности это нельзя назвать оправданием, но в эмоциональном плане это звучит как достаточное оправдание, снимающее ущерб для самолюбия.

"Почему ты сделала так неразумно? Я же тебя предупреждал!"

"Ты говорил со мной так неласково, даже грубо, что мне хотелось сделать не так, как ты говорил…"

После такого ответа женщина чувствует себя правой и считает, что виноват, в конечном счете, он.

Действительно воспитанный и культурный человек в ответ на упрек признает свою неправоту и говорит о том, как бы поправить дело. И это ему не трудно и не неприятно вследствие давно уже выработанной привычки разумно оценивать такие ситуации. Он легко перейдет к переделке своих эмоциональных оценок или, иначе говоря, перевоспитанию своих чувств. Это является наилучшим выходом из неприятного положения, выходом, способствующим тому, что в будущем будет меньше неразумных поступков даже в таких случаях, когда непосредственными поводами для них будут чисто эмоциональные побуждения.

В относительно простых условиях разум и эмоции редко противоречили друг другу, а в тех относительно редких случаях, когда противоречия достигали достаточной для осознания ясности, разрешать их было легко, потому что преимущества разумного поведения были явны и очевидны. Только по мере развития системы разумного знания противоречия между разумом и чувствами стали обнаруживаться полнее и разнообразнее и выяснилось, что разум часто служит целям вовсе неразумным, что вовсе не все то, что получается с применением разума, является разумным. Это до сих пор не замечается людьми, не обладающими достаточной самокритичностью. Только с достаточным развитием разумного мышления и накоплением систематического разумного знания стали часто и полноценно выявляться случаи явной неразумности многих эмоциональных побуждений и постепенно начала обрисовываться проблема противоречий между чувствами и разумом во всем многообразии ее конкретных проявлений и выяснилась ее ведущая роль в развитии человеческой психики и человеческой культуры в целом.

С древних времен разум проявлял себя в двух крайних формах или разновидностях. С одной стороны, он был высшей способностью или отличительной чертой человечества, позволявшей различать добро и зло и дававшей людям огромную власть над природой. С другой стороны, благодаря склонности служить эмоциональным побуждениям, разум был сильным и хитрым слугой страстей и чувственных побуждений, нередко постыдных и преступных. Все люди могут применять разум для своих целей и не может быть того, чтобы все понимали добро и зло одинаково и применяли разум только для достижения справедливых и благородных целей. Поэтому разум проявлял себя не только в виде высшей и благородной человеческой способности, но и в виде хитрого и опасного врага благородных чувств и высших достижений человеческого духа.

Разумное мышление и труд развивались вместе как две взаимосвязанные части или стороны одного общего явления – проявлений свойства отражения. Если где-то труд в чем-то и стал новым, то это не могло произойти в сколько-нибудь значительных масштабах без того, чтобы кто-то не придумал разумно новую форму или разновидность труда или хотя бы не осмыслил разумно удачную случайную находку. В отдельных случаях труд облегчается и сокращается, но в целом глубина и эффективность трудового преобразования природы постоянно растет и разнообразится вместе с соответствующим развитием разумного или научного мышления. Поэтому о развитии разумного мышления можно судить по эффективности трудового воздействия человечества на природу.

Сколько-нибудь сложный труд на основе эмоционального мышления не возможен. Возможны только собирательство готовых природных продуктов, простейшие формы охоты и примитивные способы обработки готовых природных продуктов с помощью простейших орудий труда. Сложное трудовое поведение насекомых основывается на естественном подборе форм деятельности и фиксации этих форм в генетическом аппарате. Для этого разумное мышление не нужно. Получаемое таким путем сложное поведение только кажется разумным, потому что оно способствует выживанию биологических видов. Оно не может развиваться, совершенствоваться и приспособляться к быстро изменяющимся обстоятельствам так же быстро, как разумное трудовое поведение людей. Поэтому возможности сложного трудового поведения насекомых и животных в увеличении эффективности воздействия на природу несоизмеримо меньше возможностей человека. Муравейники и бобровые плотины не идут ни в какое сравнение с созданиями людей.

С самого начала становления вида "человек разумный" труд, предпринимаемый вследствие разумных соображений, стал ассоциироваться с обобщенным переживанием удовольствий, получаемых вследствие труда. Появился сначала условный эмоциональный рефлекс, благодаря которому от труда появлялись чувства или эмоции удовлетворенности и гордости за свой труд. Затем этот условный рефлекс вследствие многократного повторения в жизни многих поколений перешел в безусловный эмоциональный рефлекс. Таким образом, к имевшимся уже у предков человека безусловно-рефлекторными эмоциональным проявлениям (инстинктам) протеста против ограничений свободы движения (инстинкт свободы), страха перед болевыми ощущениями (инстинкт самосохранения), страха темноты и т.п. прибавился еще один эмоциональный безусловный рефлекс или инстинкт – появление положительной эмоции от сознательно предпринимаемого и свободно выполняемого труда. Такой безусловный эмоциональный рефлекс имеется уже только у людей.

Этот безусловный эмоциональный рефлекс проявляется не так ярко, как чувство половой любви между мужчиной и женщиной, и потому сомневаться в его существовании легче, чем сомневаться в том, что существует настоящая большая любовь. Тем не менее, и этот безусловный эмоциональный рефлекс или инстинктивное чувство существует так же, как настоящая большая любовь. Оба эти чувства могут быть ослаблены, подавлены и почти уничтожены скептическим самовнушением при обстоятельствах удобных для такого самовнушения. Но при отсутствии такого самовнушения в нормальных обстоятельствах они проявляются регулярно у большинства людей. Большая любовь для молодого человека является поразительным открытием, несмотря на то, что он о ней хорошо знает в разумном плане по художественной литературе и по наблюдениям над окружающими. Также неожиданно поразительно и чувство удовлетворения и гордости от труда.

Необходимо отметить, что для проявления этого чувства нужен психически полноценный труд, который является осмысленным, явно полезным, имеющим привлекательные результаты, предпринятым без принуждения, не слишком тяжелым и не унизительным. Это труд естественным образом связанный с психикой, к которой относится задумывание труда, его планирование, решение осуществить задуманное, контроль за результатами по мере выполнения работы, коррекция действий и удовольствие от потребления результатов труда. Такой труд часто называют свободным трудом и, только от такого труда определенно и четко появляется чувство удовлетворения и гордости.

Это чувство для человека вообще имеет значение гораздо большее, чем любовь. В нормальных случаях человек живет этим чувством дольше и больше, чем любовью. Оно вовсе не противоречит любви и обычно люди без больших затруднений реализуют и то, и другое. Но для человека важнее и нужнее иметь нормальные условия для свободного и психически полноценного труда, потому что свободный труд необходим для полноценного формирования человеческой личности.

Еще один безусловный эмоциональный рефлекс, присущий только людям, выражается в стремлении прославиться, заслужить признание многих людей, получить широкую известность, удивить своими выдающимися способностями и т.п. Такое стремление проявляет большинство молодых людей, хотя нередко оно выражается неявно и нечетко. Тяжелое в материальном отношении детство и жесткая общественная заорганизованность, сводящая к минимуму возможности проявления личной инициативы, существенно снижают возможности проявления такого чувственного стремления, но при отсутствии стестнений оно проявляется в той или иной форме вероятно всегда.

У предков человека и у древних людей, живших стаями и группами, были выработаны безусловно-рефлекторные эмоции или инстинктивные чувственные проявления, способствующие осуществлению взаимодействия и взаимопомощи между индивидами. Такие чувственные проявления составили основу нравственности. Нравственность каждого человека формируется или воспитывается на основе безусловно-рефлекторных или, что то же самое, инстинктивных эмоциональных задатков путем их тренировки и увязки с элементами разумного мышления и условными эмоциональными рефлексам, вырабатываемыми во время воспитания. В этой группе чувств имеются элементы общего характера (совесть, ответственность) и полуразумные или проявляющиеся совместно с разумом (справедливость). В нравственности зрелой личности всегда есть много элементов разума, но большую ее часть и основу составляют эмоциональные элементы, которые плохо поддаются выражению в понятиях разумного мышления. Поэтому нравственность иногда называется написанным законом. В наиболее развитых формах нравственные чувства относятся не только к близким людям и своему народу, но и ко всему человечество, к животным, особенно домашним, ко всей природе вообще и даже к возможным разумным существам в космосе за пределами солнечной системы.

Чувство или эмоцию стыда переживают все примерно одинаково, но поводы для возникновения этого чувства у разных людей бывают очень разными вследствие особенностей их нравственного воспитания. Чувственная основа во время воспитания увязывается с существенно различными предметами и ситуациями.

Нравственность необходима для успешного взаимодействия между людьми и вообще она способствует выживанию людей.

Нравственность, и особенно ее конкретные проявления, изменяется с ходом истории человечества, но происходит это очень медленно, потому что в ее основе лежат безусловные эмоциональные рефлексы, которые не могут изменяться быстро (за сотни лет). Относительно быстро могут меняться только разумные компоненты нравственности, которые прививаются людям обучением. Рассматривая вопрос об изменениях нравственности надо учитывать то, что понятие о нравственности и ее конкретных составляющих не является строго определенным. Есть много спорных моментов в том, какие чувственные проявления следует или не следует относить к нравственности. Поэтому изменение нравственности в ходе истории может быть в существенной мере результатом изменения понятия о нравственности. Общечеловеческая нравственность сформировалась на начальных этапах истории человечества путем добавления к, так сказать, животной нравственности чувственных компонентов, присущих людям, с добавкой элементов разумного мышления.

На ранних этапах развития человечества появилось обучение молодежи труду и связанному с ним разумному мышлению. У многих полудиких народов до сих пор есть обычай проводить обряд инициации или экзамены, во время которых молодые люди должны показать охотничье искусство, силу, ловкость, кое-какие разумные знания и способность переносить боль, голод и другие лишения, не поддаваясь чувственным побуждениям избавиться от страданий. Способность противостоять чувственным побуждениям составляла существенную часть таких испытаний молодого человека. Таким образом решалась тогда проблема противоречий между чувствами и разумом.

Освоение техники разумного мышления с применением понятий, не имеющих эмоциональной окраски или эмоционально нейтральных, создало возможность оперировать в области самонаблюдений или интроспекции, отдавать себе самому отчет в своих мыслительных действиях, оперировать с понятиями "Я" и "не Я" и т.д. Иными словами, на начальных этапах истории освоения разумного мышления появилось самоосознание или просто сознание.


Кроме теоретических работ для широкого круга читателей не имеющих специального образования по психологии и философии написана и издана предлагаемая ниже книжка "Основы психологии в популярном изложении."

©2009. Сайт посвященный вопросам современной психологии
Создание сайта, Веб дизайн ИДС Технологии