Состояние современной психологии

Неудовлетворительное или даже кризисное состояние мировой психологии в начале 21 века объясняется нежеланием психологов признать, что люди применяют не одно, а два разных психических механизма или две компоненты мышления полняемые разными способами. Однако это давно замечено многими выдающимися людьми...

Внимание! Авторские права наших публикаций подтверждены. При любом копировании информации с сайта, ссылка на первоисточник ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Наши контакты:

тел: 978-72-79

e-mail: ids79@yandex.ru

Форма обратной связи

Карта сайта

Современная психология Основы психологии в популярном изложении §4. Факторы, мешающие решению проблемы противоречий между разумом и чувствами

§4. Факторы, мешающие решению проблемы противоречий между разумом и чувствами

Подчинять свои чувства (эмоции) разуму и правильно направлять и организовывать свою чувственную жизнь трудно, очень трудно и, иногда даже практически не выполнимо, но отказаться от этого было бы противоестественно человеческой природе. Поэтому делать это придется, хотя отдельные личности могут избежать этого частично или даже полностью. Но уклоняющиеся, очевидно, больше теряют, чем приобретают.

Есть определенные психические явления, которые мешают решению противоречий между разумом и чувствами и правильной организации психической жизни. Это главным образом отдельные эмоциональные рефлексы и тематические блоки мышления с большим содержанием эмоций, которые определяют их роль и влияние. Прежде всего, это эмоции, связанные с личным "Я" человека и представлением человека о самом себе, которое психологи называют Я-представлением. Это же самое можно называть тематическим блоком мышления о себе самом. В основе этого блока лежат эмоциональные компоненты, но по мере освоения и развития разумного мышления он дооформляется и деталями или компонентами разумного мышления. Этот блок является базовым и используется при построении других блоков мышления и таким образом опосредствованно влияет на многие области психической жизни. В психике человека есть безусловные эмоциональные рефлексы, проявляющиеся в том, что человек стремится быть высокого мнения о себе, стремится поддерживать и защищать свое Я-представление и старается добиться его признания окружающим или даже добиться его доминирования или преобладания над аналогичными блоками окружающих. Последнее входит в феномен борьбы за лидерство. Эти явления вообще полезны в том отношении, что они побуждают людей совершенствоваться (заниматься спортом для развития физической силы, осваивать разные умения и знания и т.п.) и создают такую групповую структуру, при которой получается высокая эффективность групповых действий. Но в отношении подчинения чувств разуму эти явления оказываются значительной помехой.

Наше "Я" для нас почти что самая главная ценность в жизни, то, что мы оберегаем и защищаем, то, чем мы гордимся. И вот вдруг из каких-то теоретических соображений оказывается, что это наше "Я" почему-то плохо и его надо поправлять и изменять. Это у нормального человека не может не вызвать чувства протеста. Самая глубинная сущность или природа человека (безусловные эмоциональные рефлексы) рождает чувство протеста против такого насилия и разум человека по давним привычкам и традициям подсознательно начинает искать опровержений такого неприятного тезиса и подбирать разумные доводы против этого тезиса. Затем разум уже и вполне сознательно начинает подыскивать всякие доводы сколько-нибудь пригодные для оправдания желаемого. Разум и чувства, логика и интуиция – все объединяется в борьбе против неприятного тезиса, совместное действие становится особенно эффективным и набирается немало доводов против тезиса о необходимости постоянного самосовершенствования. "Действительно ли так уж необходимо постоянное насилие над собой? Это же мазохизм!" "Обходились же люди до сих пор без этого". "Это неприятно, трудно и даже опасно!" "Это противоречит представлению о том, что человеческая личность с ее уникальной неповторимостью есть главная гуманистическая ценность". "Упорядочение эмоциональной жизни может привести к тоталитаризму". "Это надо делать всем сразу, а не мне одному, потому что если это сделает один человек, то он поставит себя в неравноправное и опасное положение среди окружающих". "Сейчас неподходящее время для этого. Надо сначала подождать пока утрясутся экономические и политические споры, и жизнь станет спокойнее и легче". "Развитие экономики и культуры, по-видимому, еще не дошло до такого уровня, когда будет необходимо сделать это". "Большинство грандиозных проектов в прошлом приводило к скандальным неудачам. Поэтом лучше подождать, дать идее отстояться". "В этом деле еще много неясного. Надо проработать все до конца и только потом приступать к делу". "Без серьезной подготовки и организации нельзя затевать такое большое дело" и т.д., и т.п. Подобных доводов и аргументов можно набрать сколько угодно. И во всех таких довода есть доля правды. Но, как известно, самая опасная и вредная ложь та, которая перемешена с правдой, замаскирована под правду и имеет форму и образ правды. Она как ложка дегтя в бочке с медом.

Правильно мыслить и правильно организовать свою чувственную жизнь это примерно то же, что правильно дышать и правильно потреблять пищу. Конечно, есть более удобные и менее удобные моменты для того, чтобы начать правильно дышать и правильно питаться. Но, тем не менее, перейти от неправильного дыхания к правильному или от неправильного питания к правильному полезно в любой момент и, чем скорее, тем лучше. То же самое и с мышлением. Перейти к правильному мышлению полезно всегда и, чем скорее, тем лучше, хотя, конечно, в некоторые моменты это сделать удобнее и легче, а в другие – труднее. Но практически не бывает таких обстоятельств, когда целесообразно отказаться от этого или отложить это.

Человек, правильно организующий свою чувственную жизнь и не позволяющий себе злорадствовать, завидовать, наслаждаться местью и т.п., внимателен к окружающим, вежлив, доброжелателен и склонен сочувствовать окружающим и помогать им. Вследствие этого он оказывается в несколько неравноправном и относительно уязвимом положении примерно так же, как неравноправен и уязвим честный и порядочный человек при общении с жуликом и пройдохой. Жулик обычно в чем-то обходит честного и пользуется чем-то за его счет. Но следует ли из этого делать вывод о том, что не нужно быть честным и порядочным, потому что кругом нередко встречаются жулики и пройдохи? Нет, надо научиться выявлять и обнаруживать жульничество и непорядочность, научиться противостоять им и бороться с ними, добиваясь их искоренения. Только такой образ действий допустим для порядочного человека. То же самое надо сказать и о правильном мышлении или правильном сочетании разумного и эмоционального мышления. Для порядочного человека оно есть единственно достойный и возможный образ жизни, имеющий отдельные неудобства, влияние которых можно и нужно уменьшать.

Из выше сказанного следует сделать вывод о том, что не стоит искать аргументы и доводы против того, чтобы безотлагательно постараться освоить правильное сочетание разумного мышления с чувствами или эмоциональным мышлением, начать разумно организовывать свою чувственную жизнь и оперативно перестраивать неподходящие и неправильные эмоциональные рефлексы. Однако же большинство людей до сих пор, встретившись с этой проблемой, подбирают такое количество доводов против ее решения, какое кажется им достаточно убедительным, и отказываются от ее решения или откладывают ее в "долгий ящик", а затем под влиянием защитных психических механизмов вспоминают о ней все реже и реже и испытывают чувство досады, если им об этом напоминают. Такой образ действий является обычным естественным и правильным в плане эмоционального мышления. Так получается вследствие свойств и правил эмоционального мышления, но вовсе не вследствие какой-нибудь имманентной или врожденной порочности или зловредности человеческой натуры. Вообще человек может уклоняться от необходимости управлять своими чувствами и вследствие разумного по технике исполнения решения, но такое встречается относительно редко. В большинстве случаев люди просто действуют по правилам и логике эмоционального мышления. Вместе с тем нельзя и не осуждать такой образ действий, потому что он свидетельствует о недостаточном воспитании, которое обычно ограничивается только подавлением самых грубых эмоциональных побуждений, делающих невозможным взаимодействие между людьми.

Вообще нельзя сказать, что стремление защитить свое Я-представление всегда и, безусловно, противоречит постоянному самовоспитанию. Это противоречие бывает особенно острым в таких случаях, когда требование начать самосовершенствование исходит от другой личности, с которой подсознательно ведется борьба за лидерство и тогда, когда самосовершенствование еще не освоено и является чем-то не свойственным личности, возникшим вдруг только сейчас и ранее не существовавшим. Но вообще постоянное самосовершенствование может быть и уже освоенным личностью, привычным для нее и понимаемым как нечто свое собственное, постоянно ей присущее и даже представляющее собой характерную и существенную часть ее Я-представления. Для этого надо быть уже за той гранью психического развития личности, которая составляется освоением привычки к самосовершенствованию после того, как проблема противоречий между чувствами и разумом понята и освоено ее решение. Очевидно, каждая личность в своем психическом развитии должна пройти этап, когда тематический блок Я-представления временно остро противоречит требованию о постоянном самосовершенствовании, и затем этап перехода за грань освоения привычки к самосовершенствованию, чтобы противоречие почти исчезло или изжилось. Но этот последний этап часто не проходится или проходится лишь частично или только в некоторых областях жизнедеятельности и противодействие освоению привычки к самосовершенствованию так и остается одной из существенных частей или черт психической жизни личности.

Для решения проблемы противоречий между чувствами и разумом необходимо, прежде всего, разумное знание и понимание проблемы в ее общем виде, знание о возможности ее общего решения и знание о том, что при этом получает человек. До последнего времени такие знания отсутствовали. Психологическая наука пока не разработала эту проблему, а в повседневной практической жизни встречаются разумные доводы и даже теории, обосновывающие прямо противоположное по отношению к ТДМ решение проблемы и разные варианты ее частичного решения.

Прежде всего, это теория, которую можно назвать примитивным гедонизмом. Эта теория исходит из того, что смысл человеческой жизни заключается в как можно более полном удовлетворении чувственных желаний человека. В желаниях в большинстве случаев выражаются чувственные или эмоциональные побуждения, в том числе, и самые примитивные, порочные, предосудительные и вредные. Примитивный гедонизм призывает, не мудрствуя лукаво удовлетворять все желания насколько это практически возможно, потому что от неудовлетворенных желаний люди страдают и даже могут повреждаться в уме. Эмоция гнева вызывает физиологическую подготовку организма к решительным физическим действиям и, если таких действий не будет, то это будет вредно для организма и в физиологическом отношении, а не только для нервной системы. Поэтому примитивные гедонисты призывают давать выход эмоциональным побуждениям. В целом такая теория как будто бы содействует раскрепощению личности или борьбе против подавляющего влияния общественных отношений, способствует приближению свободы и прогрессу человечества. Но на деле она ведет к разнузданному разврату и скотству.

В этой теории есть отдельные правильные моменты. Вообще за возникновением чувственных побуждений должны следовать соответствующие им физические действия, хотя вред, причиняемый организму отказом от таких действий, наверное, преувеличивается сторонниками этой теории. Безусловно, надо бороться с подавлением личности со стороны общества и общественных отношений, основанных на материальных интересах. Личность должна быть более свободной, чем это мы видим в современной практической жизни. Это положительные моменты, но их мало и они используются некорректно. Нельзя не учитывать сущность и разнообразие эмоциональных побуждений и того, что некоторые из них, безусловно, должны быть подавляемы и вытесняемы путем нравственного воспитания, которое у всех народов считается необходимым. Нельзя не учитывать различий в свойствах чувств и разума и динамики их соотношения в истории развития человеческой культуры. Без учета всего этого примитивный гедонизм превращается в оправдание низких и порочных чувственных побуждений, в своеобразный психологический нудизм, в беспринципное оправдание чего угодно.

Недостатки примитивного гедонизма определяется именно примитивностью подхода к чувствам и чувственным побуждениям (эмоциям). Если же полноценно учесть все разновидности человеческих чувств и учесть необходимость нравственного воспитания, в процессе которого подавляются низшие скотские и звериные чувства и воспитываются или оттренировываются и развиваются чувства связывающиеся с трудом и общественными отношениями (человеческое эмоциональное дополнение), то получается гораздо более нравственный гедонизм. Если же, в соответствии с ТДМ, добавить еще разумную организацию чувственной жизни, то получится гедонизм, соответствующий общечеловеческой сущности, для которой характерны разумное познание и трудовая подготовка к будущему. И такой гедонизм позволит более полно реализовать чувственную жизнь с преобладанием лучших чувств. При этом однако, отпадает необходимость делать упор именно на чувства и чувственные желания в противоположность разуму, как это делают сторонники примитивного гедонизма до сих пор. Иначе говоря, теряется смысл выделения гедонизма как особой теории. Таким образом, ТДМ включает в себя гедонизм в, так сказать, снятом виде, но не противоречит ему.

Если последовательно проводить до конца точку зрения, согласно которой нельзя допускать никакого насилия над личностью, то придется признать, что нельзя заставлять ребенка ходить на двух ногах, разговаривать и осваивать разумное мышление, которое от природы или врожденным образом ему не дается. И это всегда в значительной мере трудно и выполняется под давлением или вследствие некоторого насилия. Поэтому насилие над индивидуальностью в известной мере естественно и необходимо и спорить можно лишь о том, в каких пределах оно естественно и необходимо и когда оно становится вредным. По-видимому, насилие над личностью для освоения ею общепринятых знаний и умений таких, как, например, умение читать и писать, надо считать допустимым и необходимым. Заставлять молодого человека выучить 1-2 иностранных языка, или научиться играть на пианино (если он не страдает отсутствием слуха) тоже, по-видимому, допустимо, хотя может быть и не необходимо. Освоить разумное мышление каждый человек, безусловно, должен и на практике все это делают в существенной мере под давлением воспитателей. И нет сомнений в том, что это допустимо и необходимо. Но вот надо ли освоение разумного мышления доводить до логически неизбежного полноценно конца или этого делать не стоит и лучше остановиться на половине пути из-за опасности совершить насилие над индивидуальностью? Живут же люди пока и так без освоения правильного сочетания разума и чувств. Да, живут пока и так, и могут еще прожить несколько десятков лет. Но вот с локальными войнами никак не удается справиться, с национализмом и межрелигиозными противоречиями все хуже, СПИД и наркомания растут, назревает экологический кризис… Всему этому надо противодействовать и, чтобы противодействовать надо, прежде всего, "взяться за ум" и научиться эффективно разумно мыслить, не поддаваясь эмоциям (чувствам). Получается, что полноценное освоение разумного мышления, включая переход к правильному сочетанию разумного и эмоционального мышления и правильной организации чувственной жизни является естественным, необходимым и даже неизбежным в ближайшем будущем. То насилие над личностью, которое при этом будет совершено, так же естественно и необходимо, как насилие, совершаемое при обучении в начальных школах. И такое насилие не только не вредит личной индивидуальности, но, наоборот, оно развивает и делает полноценными индивидуальные личности. И недалеко то время, когда освоение правильного сочетания разумного и эмоционального мышления будет включено в программы старших классов во всех школах. Протест, который появляется вследствие требования освоить правильное сочетание разума и эмоций, является естественным проявлением эмоционального мышления. Этот протест явно неразумен и потому он должен быть преодолен. Это вполне возможно и совершенно необходимо.


Кроме теоретических работ для широкого круга читателей не имеющих специального образования по психологии и философии написана и издана предлагаемая ниже книжка "Основы психологии в популярном изложении."

©2009. Сайт посвященный вопросам современной психологии
Создание сайта, Веб дизайн ИДС Технологии