Состояние современной психологии

Неудовлетворительное или даже кризисное состояние мировой психологии в начале 21 века объясняется нежеланием психологов признать, что люди применяют не одно, а два разных психических механизма или две компоненты мышления полняемые разными способами. Однако это давно замечено многими выдающимися людьми...

Внимание! Авторские права наших публикаций подтверждены. При любом копировании информации с сайта, ссылка на первоисточник ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Наши контакты:

тел: 978-72-79

e-mail: ids79@yandex.ru

Форма обратной связи

Карта сайта

Современная психология Основы психологии в популярном изложении § 3. Оптимальное решение проблемы противоречий между разумом и эмоциями

§ 3. Оптимальное решение проблемы противоречий между разумом и эмоциями

После всего выше сказанного вряд ли можно сомневаться в том, что необходимо противодействовать вредным эффектам влияния эмоций на разумное мышление. Отказаться полностью от эмоций и невозможно по физиологическим причинам, и нецелесообразно, потому что разум в большинстве случаев не может действовать так же быстро, как эмоциональное мышление и потому не обеспечивает достаточную скорость реагирования на изменения внешней обстановки. Кроме того, эмоции влияют на изменения физиологического состояния организма, а с помощью разума получить такие изменения трудно или даже невозможно.

Оптимальным вариантом сочетания эмоций и разума будет такой, когда эмоции находятся в согласии с разумным мышлением и разумными оценками вещей и явлений. При этом будут использоваться сильные стороны обеих компонент мышления и человек будет реагировать на все быстро и разумно. Но эмоции совсем не всегда согласуются с разумом. По мере роста и развития разумного знания о мире, как отдельным человеком, так и всем человечеством в ходе истории, постоянно обнаруживается, что те или иные предметы и явления в эмоциональном плане оцениваются неразумно, и требуется корректировка или переработка эмоционального знания или эмоциональных рефлексов. Поэтому наилучшим из возможных вариантов будет такой, при котором эмоциональное знание или привычные эмоциональные оценки как можно быстрее изменяются или перерабатываются согласно выводам и рекомендациям разумного мышления и разумного знания (конечно при отсутствии ошибок в разумном знании). Такой образ действий позволяет получить необходимую на практике высокую скорость реагирования, хотя ответные действия иногда могут оказаться неразумными вследствие запаздывания перестройки эмоционального знания. Но чисто разумные действия не могут быть осуществлены достаточно быстро. Кроме того, действия, выполненные под влиянием еще не скорректированных эмоциональных оценок, все же соответствуют тем нормам разумного, которые применялись недавно, и потому они являются не такими уж неразумными. В большинстве случаев лучше действовать так, чем совсем не действовать. При таком образе действий их разумная правильность не гарантируется всегда без исключения, но вероятность неразумных действий можно снижать или сводить к минимуму путем оперативного самовоспитания или перестройки своих эмоциональных рефлексов. Таким образом, получается, что необходима постоянная работа человека над собой или постоянная переработка своих эмоциональных рефлексов.

Однако до сих пор люди не привыкли к такой переработке, сомневаются в ее необходимости, даже возражают против нее и активно противятся ей сознательно и подсознательно. Поэтому необходим существенный поворот или перелом в их психике, в результате которого люди должны освоить практику постоянной переработки своих эмоциональных рефлексов. Необходимо сделать такую переработку привычной и естественной стороной своей психической жизни. Это может быть сделано настолько полно, что недоработки в этом отношении будут только отдельными случаями, которые по своей малочисленности и благодаря разумному пониманию их сущности не смогут быть существенными трагическими моментами в психической жизни людей. Переход к сознательной постоянной эмоциональной самоперестройке является естественным и необходимым этапом психического развития каждой личности и его, по-видимому, надо проводить в старших классах общеобразовательной школы вместе с изучением основ психологии.

Рассматривая воспитание детей, можно легко убедиться в том, что очень значительная часть воспитания состоит в освоении эмоциональных рефлексов (эмоциональные оценки или эмоциональные знания), целесообразных в разумном плане. Воспитание детей у всех народов считается естественным и необходимым и потому, в частности, естественно и необходимо усвоение детьми эмоционального знания правильного в разумном плане. Детей приучают и заставляют эмоционально положительно оценивать то, что хорошо в разумном плане, и наоборот – эмоционально отрицательно оценивать то, что неразумно. Без определенного объема такого эмоционального знания человек не может сотрудничать с другими людьми.

Но следует ли требовать постоянного обучения и для людей зрелого возраста, когда человек вполне сложился и воспитание можно считать законченным, потому что человек усвоил более или менее стандартную сумму эмоционального знания, которая необходима для нормального взаимодействия с другими людьми? И на этот вопрос после рассмотрения многих доводов приходится отвечать утвердительно, хотя необходимо отметить, что усвоение эмоционального знания, правильного с разумной точки зрения, выполняется совсем не всегда и взрослые вполне сложившиеся личности от этого нередко уклоняются по разным причинам, в числе которых надо отметить незнание сути проблемы противоречий между разумом и чувствами и незнание о ее возможном рациональном решении. Большинство людей знакомы с этой проблемой только в виде отдельных конкретных примеров или в отдельных случаях, которые не связываются почти ничем, кроме пословиц: "Не так живи, как хочется, а так, как можется", "По одежке протягивай ножки", "Не садись не в свои сани". На деле же большинство людей далеко не всегда следуют этим правилам.

В самом общем и типичном случае люди предпринимают деятельность подготовительного или упреждающего характера и выполняют ее такими путями, способами и приемами, которые им известны в разумном плане и представляются более привлекательными в эмоциональном отношении. Однако эти способы вовсе не всегда являются самыми лучшими и эффективными. Нередко по ходу дела и после его окончания обнаруживаются возможности действовать более эффективно или быстрее и лучше достигать цели, но усовершенствованными способами и приемами. Тогда люди усваивают новые разумные знания и изменяют эмоциональные установки или оценки и в дальнейшем действуют новыми способами. Таким образом, в общем случае совершенствование и развитие любой человеческой деятельности, даже в самых мелких деталях, приводят к необходимости не только совершенствовать разумные знания, но и изменять систему эмоционального знания или привычных эмоциональных установок и оценок, которые представляют собой эмоциональные рефлексы.

Конечно, так бывает не всегда. Очень часто люди склонны действовать по-старому и не замечать, что их труд может быть выполнен легче и эффективнее. В истории известно немало случаев запрещения новых способов и приемов труда и борьбы со всем новым. Но, несмотря на все это, производство материальных благ и всего, что делают люди, совершенствуется и расширяется. Поэтому необходимость постоянной корректировки и научного, и эмоционального знания следует считать естественной и в общем случае необходимой. Отдельные лица, группы людей и даже целые народы в течение одного-трех поколений могут уклоняться от этого, но такие случаи следует рассматривать как временные отступления и исключения из общего правила, которые сопровождаются лишними затратами труда, ненужной борьбой, потерями и страданиями.

Трудно судить о том, какие люди получают большее удовлетворение от жизни. Но, по-видимому, такими людьми являются те, кто активно действовал и добивался успеха в делах, предпринимаемых по собственной инициативе или в сознательно принятых общественных целях. Это великие ученые, инженеры, хозяйственники и политические деятели. Всем таким людям приходилось очень существенно корректировать свои системы и разумного, и эмоционального знания, т.к. без этого успех почти всегда недостижим. Соответственно этому постоянную корректировку своего эмоционального знания следует рассматривать как естественную и необходимую сторону счастливой жизни человека, хотя вообще можно обходится и без нее или выполнять ее только частично и лишь в отдельных областях жизнедеятельности, как можно жить и без счастья или с маленьким счастьем.

До сих пор в научной литературе по психологии проблема противоречий между разумом и чувствами едва просматривается на заднем плане, хотя она была довольно определенно предоставлена философской поэме "Бхагават-Гита" почти 3 тысячи лет назад. В конце третьей главы этой поэмы говорится, что человека ко греху постоянно побуждают чувства и страсти, которые окутывают всю жизнь человеческую, все действия людей в мире и постоянно противодействуют мудрости. Решение проблемы неизвестные древние авторы видели в том, чтобы обуздывать чувственные побуждения, уничтожать их.

В более поздних религиозных представлениях проблема противоречий между разумом и чувствами тоже получила определенное выражение в виде представления о том, что дьявол постоянно побуждает людей к греху с помощью мирских, плотских, корыстных чувственных побуждений, которым надо противостоять, не забывая о хитрости дьявола, умеющего возбуждать грешные чувства и страсти в связи любой деятельностью людей в мирской жизни.

Проблема противоречий между разумом и чувствами, так или иначе, отражается во всех религиозных системах и во всех религиях считается, что ее решение возможно и, хотя бы в той или иной мере, необходимо каждому человеку и вполне естественно для него.

В большинстве работ философского характера можно найти высказывания вроде того, что чувства (внутренние переживания или эмоции) непостоянны и легко изменчивы, что они часто неразумны и влекут к заблуждениям и ошибкам. Об этом пишут для взрослых и вполне сложившихся людей и рекомендуют бороться с вредным влиянием этого явления. При этом, очевидно, предполагается, что взрослые умные люди могут выполнять такие рекомендации и им следует стараться выполнять их, хотя это часто бывает трудно.

Из религиозных и общекультурных представлений человечества видно, что проблема противоречий между разумом и чувствами давно известна человечеству главным образом в ее конкретных проявлениях. И по поводу этой проблемы человечество считает, что ее можно и нужно решать и, что ее решение вполне естественно для людей или соответствует общечеловеческой сущности. Но вместе с тем это трудно и что-то мешает этому.

Поскольку у высших животных эмоциональное мышление во всем, кроме области человеческого эмоционального дополнения, такое же, как у человека, то человек, игнорирующий разумные соображения и подчиняющиеся эмоциональны побуждениям, ведет себя так же, как животные и, соответственно, заслуживает название зверя или скота и в прямом, а не только в переносном смысле. Но люди для удовлетворения своих животных побуждений, естественно пускают в ход все имеющиеся под руками средства и, в частности, разумное мышление. Это сильное средство и оно делает очень опасными людей, желающих удовлетворить чувства вражды, мести, зависти, злобы, ревности… Человек, руководствующийся чувственными (эмоциональными) побуждениями, – зверь или скот хитрый и опасный, если его чувства не добрые.

Конечно, любой реальный человек, даже если он разумно теоретически решил удовлетворять все свои желания и делать только то, что хочется, все же должен подчиняться общепринятым нормам и правилам, традициям и законам. Нормы общежития его все же вынуждают соблюдать. Поэтому свое скотство он проявляет не везде одинаково. На работе, на людях он может быть вполне приличным человеком, потому что нарушения норм в общественных местах и на производстве преследуется сравнительно строго. Скотство, заключающееся в удовлетворении дурных чувственных побуждений, легче проявлять там, где его меньше связывают нормы поведения и правила общения – в семейной жизни и в дружеских отношениях. Казалось бы, что в семейных и дружеских отношениях, которые должны быть лучшей частью эмоциональной жизни, люди должны проявлять себя с лучшей стороны и тем обеспечить себе хорошее самочувствие и счастье. Но эти стороны жизни меньше других связаны правилами и нормами и потому они оказываются менее защищены от произвола животных побуждений и скотство человеческое чаще дает себя знать в этих областях.

Однако и в добрых чувствах люди нередко не знают удержу и меры и часто пересаливают. А.С. Макаренко хорошо знал жизнь. Это видно из его описаний семейных отношений. Он считал, что в семье должно быть не менее двух детей, потому что на единственного ребенка обрушивается слишком много родительского внимания и забот и это вредит ребенку. По нормам разумного мышления и здравого смысла из этого должна вытекать рекомендация родителям единственных детей разумно умерять проявления их чувств. Но А.С. Макаренко знает, что в реальной жизни на это рассчитывать не приходится. Нельзя надеется на то, что матери единственных детей сумеют разумно ограничивать проявления своих чувств к детям, и потому А.С. Макаренко об этом даже не упоминает. Он сразу и категорически предлагает другое средство – родить второго ребенка или взять его из детского дома. Тогда мать силою обстоятельств будет вынуждена распределять проявления своих чувств на двоих детей и на каждого придется не слишком большая доза. Матери единственных детей не так уж редко почти буквально калечат в психическом отношении своих детей неумеренными проявлениями любви и заботы о них. Они применяют разум для того, чтобы достать для "деточки" еще то сделать еще это и помочь еще в том-то… В результате их дети не знают никакой меры в проявлениях эмоциональных побуждений и любой мелкий отказ в удовлетворении их желаний превращается для них в острую и тяжелую проблему или стрессовую ситуацию. А "жизнь – не родная мама" и она найдет не один случай в чем-то отказать любому человеку и плохо ему придется, если не умеет он разумно руководить своими желаниями, разумно строить и организовывать свою эмоциональную (чувственную) жизнь. Неразумные и чересчур заботливые мамаши, исходя из благих, но неумеренных побуждений, часто готовят своим детям жизнь со стрессами и трагедиями.

Иногда говорят, что "человек все же не зверь и в нем от природы заложены добрые чувства и можно надеяться…". Это, конечно, так, но в нем заложено и плохие и порочные чувства. А какие из этих задатков он реализует и какими чувствами он будет жить – это уж как случится, как придется, как сложатся обстоятельства. Не только школьники могут затравить своего слабого товарища, но и взрослые люди могут изгнать, выжить или даже убить старого, больного или того, кто решил выделиться из общей массы, повернуть жизнь по-новому и заставить всех в чем-то изменить привычный образ жизни. Вспомните о том, как относятся люди к зараженным СПИДом, как оставляют без помощи стариков, как жгут новоявленных фермеров и т.п. Может и закоренелый преступник спасти своего товарища, и может и писатель, претендующий на то, чтобы быть культурным руководителем народа, приветствовать путч ГКЧП (Распутин), если ему взгрустнется о старом порядке, который хоть в чем-то был хорош. Все может быть – может человек проявить себя и благородным героем, и хитрым и опасным зверем. "Судьба играет человеком…", а человек? Человек должен уметь не быть игрушкой. Он должен уметь разумно организовывать и свою трудовую деятельность, и свою эмоциональную жизнь так, чтобы в ней реализовывались по возможности полнее лучшие чувства (эмоции) человеческого эмоционального дополнения. Кому-то везет, а кому-то и не везет, но все равно человек должен всегда стараться правильно организовать и направлять свою жизнь и ее чувственную сторону.

И даже само такое действие уже дает человеку очень много и делает его лучше и психически сильнее. Это отмечается, в частности, в религиозных учениях. Раскайся чистосердечно, очисти свою душу от греховных плотских побуждений и устремись душою ко Христу – и он примет тебя и простит тебе самые тяжкие грехи и самый страшный грешник, если раскается, может стать почти святым – так говорит христианство о разумном руководстве своей жизнью. Но дело обстоит проще и понятнее – научившись разумно руководить своей эмоциональной жизнью и подавлять нежелательные эмоциональные побуждения, человек благодаря безусловным эмоциональным рефлексам будет чувствовать себя более сильным и уверенным в себе, хозяином своей судьбы, будет меньше бояться невзгод и несчастий и будет легко и уверенно проявлять дружеские чувства к окружающим.

Получается, что постоянная работа над собой или самовоспитание не только возможна и вполне естественна, но и совершенно необходима для полноценной реализации в жизни самых лучших и сильных чувств – для счастливой жизни. Хотя работа над собой в разных случаях неприятна и трудна, и даже, иногда, настолько тяжела, что может привести к психическим травмам, тем не менее, она уже давно совершается людьми в значительных масштабах и во множестве вариантов, начиная с детства и до конца жизни. Такая работа является нормой человеческой жизни так же, как и физический труд, который тоже может быть тяжелым и проводить к травмам. Уклоняться от работы над собой не только невыгодно и вредно для самого человека, но и подло и непорядочно по отношению к окружающим и, в первую очередь, к родным и близким. Остается только повторить слова адмирала Нельсона: "Родина надеется, что каждый выполнит свой долг".

Естественнонаучный подход к проблеме противоречий между разумом и чувствами (эмоциями) позволяет предложить решение существенно отличающееся от обычно предлагаемого. Обычно проблема рассматривается в каких-нибудь конкретных ее проявлениях, отличающихся определенностью и понятностью. В таких случаях естественным является предложение подавить, искоренить и уничтожить неразумные и вредные эмоциональные побуждения (дьявольские наветы и соблазны). Но уничтожить в себе чувственные побуждения трудно. Даже если и удается в отдельных конкретных случаях подавлять нежелательные эмоциональные побуждения, то это не избавляет от их появления в дальнейшем. Простое подавление чувственных побуждений и трудно, и не решает проблему радикально. Церковь за всю свою историю не сумела существенно подавить действие и влияние "дьявольских соблазнов". Успехи дьявола во многих отношениях, пожалуй, больше успехов поборников христианского благочестия. ТДМ позволяет подойти к проблеме более широко со знанием сущности и свойств чувственных (эмоциональных) побуждений, с учетом тенденций в развитии проблемы и со знанием того, как можно и нужно влиять на эмоции. Надо не просто подавлять нежелательные чувственные побуждения, возникающие в отдельных конкретных ситуациях, но перерабатывать или перетренировывать эмоциональные рефлексы, добиваясь получения более правильных эмоций в подобных и близких ситуациях или переключать внимание на другие предметы, возбуждающие другие эмоции.

Подавить или ликвидировать нежелательную эмоцию волевым усилием сразу почти невозможно так же, как невозможно сразу устранить классический павловский условный рефлекс. Существенно подавить срабатывание эмоционального рефлекса можно только при повышенном самоконтроле, если известно заранее, когда он может сработать. Но долго держать себя в состоянии повышенного самоконтроля очень трудно.

Для переработки эмоциональных рефлексов лучше всего повторять несколько раз ситуации, в которых срабатывает нежелательные эмоциональный рефлекс, и при этом представлять себе положительные последствия переработки и думать о них. Если ситуацию нельзя повторять в натуре, то надо это делать в воображении по несколько раз в день на протяжении недели или больше, пока не будет достигнут результат.

Систематическая оперативная перетренировка своих эмоциональных рефлексов может и должна стать привычной психической деятельностью, совершаемой без серьезных волевых усилий. Это соответствует переходу к новому качеству психической жизни, при котором эмоциональное мышление сочетается с разумным мышлением оптимальным образом, а небольшие остаточные противоречия между разумом и чувствами не играют существенной роли в психической жизни.

По-видимому, после такого перелома в психической жизни люди будут планировать и организовывать свою психическую жизнь так, чтобы жить главным образом самыми ценными и лучшими человеческими чувствами, не исключая при этом и простые эмоциональные удовольствия (еда, купанье, секс и т.д.) в разумных дозах. Очевидно, таким образом можно будет получать от жизни большее удовлетворение, и быть более счастливым и в чувственном или духовном отношении, и в материальном отношении, поскольку разумная и эффективная физическая деятельность будет способствовать улучшению материального благосостояния. Таким образом, в свете представлений ТДМ вырисовывается вполне реальная лучшая жизнь на этом свете вместо отдаленной перспективы жизни на том свете.

Все в мире познаваемо, и все можно на основе правильного познания так или иначе, трудом обратить на пользу людям или хотя бы предотвратить вредные последствия. В этом состоит естественный для человека образ жизни и его долг действовать именно так. Согласны мы или нет с этим тезисом, но человечество действует именно так и не в наших силах свернуть его с этого пути или хотя бы заставить остановиться. Путь этот не безопасный. Нам угрожает возможное радиоактивное уничтожение всего живого, парниковый эффект, озоновые дыры и т.п. Но все это познаваемо, и против всего этого можно противодействовать.

Сегодня, по-видимому, самым главным является необходимость того, чтобы человечество научилось действовать разумно. Для этого необходимо научиться правильно применять разумное мышление в сочетании с эмоциональным мышлением и перейти к рациональной организации эмоциональной или чувственной жизни. Без этого трудно уже сейчас и в дальнейшем будет все труднее и труднее, потому что жизнь усложняется, и требования к правильности и эффективности человеческого мышления постоянно растут.

Выше говорилось о радикальном или полном решении проблемы противоречий между разумом и чувствами. Однако это не следует понимать слишком прямо, потому что даже если взрослый человек сделает в этом отношении все, что он сможет сделать, то все же проблема останется в плане психического развития каждого отдельного человека (онтогенез) от только что родившегося существа, имеющего одни безусловные рефлексы, через детский возраст, когда люди живут почти одними эмоциями, как высшие животные, к зрелому возрасту, когда человек должен освоить разумное мышление. Повторяя историю развития человечества (филогенез), каждая отдельная личность всегда будет в своем психическом развитии проходить все этапы психического развития вида "человек разумный". При этом решение проблемы противоречий между чувствами и разумом всегда будет одним из самых важных и неизбежных этапов психического развития. Но это будет только очередной этап воспитания и обучения, который будет проходиться под руководством учителей с ясным представлением о сущности проблемы и способах ее решения. Это будет мало отличаться от обучения тому, как писать сочинения или решать задачи по физике и математике. Кроме того, отдельные эмоциональные рефлексы в будущем постоянно нужно будет изменять и согласовывать с вновь получаемыми разумными знаниями. Но это будет привычной и нетрудной психической работой, не связанной с драматическими и трагическими переживаниями вроде тех, которые описаны З. Фрейдом и его последователями. Только после выработки психического механизма, обеспечивающего оперативную и привычную корректировку эмоционального знания (эмоциональные рефлексы) разумное мышление можно считать вполне сложившимся и способным полностью реализовать его преимущества и возможности.

Таким образом, проблема противоречий между разумом и чувствами после ее радикального решения не исчезнет совсем, но приобретет существенно иное значение и форму и перестанет быть главной или ведущей проблемой в психическом развитии. Но пока это только перспектива в будущее, то, к чему нужно стремиться. Пока проблема стоит перед нами во всем многообразии и широте своих проявлений и драматических и даже трагических эффектов.

Должно быть понятно, что разумная организация чувственной жизни не предполагает приведение всех личностей к одному общему тоталитарному стандарту чувственной жизни, потому что разумность понимается людьми по-разному. Разумная организация предполагает постоянное творчество всех личностей согласно их индивидуальному пониманию того, что такое "хорошо" и, что такое "плохо". Действия личностей в отличающихся друг от друга направлениях неизбежно увеличат их разнообразие и своеобразие.


Кроме теоретических работ для широкого круга читателей не имеющих специального образования по психологии и философии написана и издана предлагаемая ниже книжка "Основы психологии в популярном изложении."

©2009. Сайт посвященный вопросам современной психологии
Создание сайта, Веб дизайн ИДС Технологии