Состояние современной психологии

Неудовлетворительное или даже кризисное состояние мировой психологии в начале 21 века объясняется нежеланием психологов признать, что люди применяют не одно, а два разных психических механизма или две компоненты мышления полняемые разными способами. Однако это давно замечено многими выдающимися людьми...

Внимание! Авторские права наших публикаций подтверждены. При любом копировании информации с сайта, ссылка на первоисточник ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Наши контакты:

тел: 978-72-79

e-mail: ids79@yandex.ru

Форма обратной связи

Карта сайта

Исходные позиции

Задача построения общей теории психических явлений требует чёткой формулировки исходных позиций и такого определения сущности психики, которое охватывает все психические явления и увязывается с эволюционными представлениями. Для этого необходимо существенно изменить подход к рассмотрению многих психических явлений и прежде всего необходимо ввести чёткое разделение между разумом или разумным мышлением и эмоциями или чувствами понимаемыми как внутренние переживания. Они представляют собой, так сказать, совершенно разные психические механизмы и их следует рассматривать отдельно, хотя часто они проявляют себя одновременно и существенно влияют друг на друга. В пользу такого подхода можно привести ряд доводов.

Многолетняя общечеловеческая практика мышления издревле выделяла разум и чувства в качестве разных непосредственных причин человеческих поступков и поведения. Самой древней работой указывающей на необходимость такого разделения является индийская поэма Бхагавадгита [ 2 ], созданная около 3000 лет назад. В ней разум или высший долг человека противопоставляется изменчивой стихии чувств (эмоций), в которой воплощается враг, дьявол или сатана мешающий человеку стремиться к выполнению высшего долга. И решение проблемы предлагается в виде полного отказа от всех и всяческих чувств.

В древнем Риме одним из самых авторитетных людей был оратор и философ Марк Тулий Цицерон. [ 8 ] Он написал в частности три трактата по теории ораторского искусства, в которых он объясняет как надо строить и произносить речь, чтобы она была логичной и убедительной. Но в одном месте он говорит "… для оратора нет ничего более важного при произнесении речи, чем расположить к себе слушателей и так их возбудить, чтобы они были руководимы больше неким душевным порывом и волнением, чем советом и разумом. Люди ведь гораздо чаще руководствуются в своих решениях ненавистью или любовью, или пристрастием, или гневом, или горем, или радостью, или надеждой, или боязнью, или заблуждением, или другим каким-нибудь душевным движением, чем справедливостью или предписанием, или каким-нибудь правовым установлением, или судебным решением, или законами." Цицерон явно противопоставляет два разных вида побудительных причин человеческих поступков – эмоциональные побуждения и разумные соображения.

Известный русский историк Н.М.Карамзин в книге "Предания веков." [ 4 ] объясняет необходимость изучения истории словами "Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье." И тут ясно видно противопоставление разума и эмоций.

Француз Блез Паскаль в работе "Об искусстве убеждения." написал "… искусство убеждения состоит как в искусстве быть приятным, так и в искусстве убеждать : до такой степени люди управляются более капризом, нежели разумом."

О поразительном вредном влиянии эмоциональных побуждений, определяемых экономической выгодой, на разум пишет видный теоретик анархизма П.А. Кропоткин [ 5 ] " Вся история человечества говорит, что человек – ужасный софист и что его ум поразительно хорошо умеет отыскивать всевозможные оправдания тому, на что его толкают его вожделения и страсти. Даже такому преступлению, как завоевательная война в ХХ веке, от которой мир должен был содрогнуться, -- даже такому преступлению немецкий император и миллионы его подданных, не исключая ни радикалов, ни социалистов, находили оправдание в выгоде её для немецкого народа ; причём другие, ещё более ловкие, софисты видели даже выгоду для всего человечества." И Кропоткин признаёт два разных противодействующих фактора – разум и эмоции (вожделения и страсти). Эмоции могут заставлять разум оправдывать даже явно неразумные вещи.

Русский писатель и врач Вересаев В.В. в работе "Записки врача." [ 3 ] написал "Чувство не знает и не хочет знать логики." и "И перед этим, охватившим меня чувством, стали бледны и безсильны все доводы моего разума и знания." И у Вересаева чувства и разум противоборствующие факторы.

Можно привести ещё много высказываний людей авторитетных, в которых более или менее явно отмечается наличие двух разных факторов определяющих поведение людей – эмоций (чувств) и разума. Даже просто большое количество случаев употребления сочетания слов "разум и чувства" при обсуждении причин человеческих поступков говорит о том, что это разные факторы и их следует различать. Всё это является важным доводом для того, чтобы в составе всей человеческой психики выделять компоненты или механизмы чувственного или эмоционального качества и компоненты или механизмы разумного осознаваемого качества. И то, что чувства (эмоции) могут как противоречить разуму, так и вполне согласоваться с ним, говорит о том, что это именно отдельные и в первом приближении независимые друг от друга механизмы, которые в зависимости от разных конкретных обстоятельств могут противоречить друг другу или быть в той или иной степени согласными.


Кроме теоретических работ для широкого круга читателей не имеющих специального образования по психологии и философии написана и издана предлагаемая ниже книжка "Основы психологии в популярном изложении."

©2009. Сайт посвященный вопросам современной психологии
Создание сайта, Веб дизайн ИДС Технологии