Состояние современной психологии

Неудовлетворительное или даже кризисное состояние мировой психологии в начале 21 века объясняется нежеланием психологов признать, что люди применяют не одно, а два разных психических механизма или две компоненты мышления полняемые разными способами. Однако это давно замечено многими выдающимися людьми...

Внимание! Авторские права наших публикаций подтверждены. При любом копировании информации с сайта, ссылка на первоисточник ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Наши контакты:

тел: 978-72-79

e-mail: ids79@yandex.ru

Форма обратной связи

Карта сайта

Современная психология Популярное издание § 6. Явления, получающиеся благодаря наличию эмоционального мышления Великий римлянин - М.Т. Цицерон, радетель за лучшее государственное устройство

Великий римлянин - М.Т. Цицерон, радетель за лучшее государственное устройство

Великий римлянин - М.Т. Цицерон, радетель за лучшее государственное устройство и общественную справедливость, написал три трактата об ораторском искусстве, в которых он учил ясно и логично говорить и правильно подбирать доводы и аргументы. Это написано в разумном плане. Но в одном месте он оговаривается, что все это, безусловно, важно, но важнее добиться сочувствия слушателей: "… для оратора ничего нет более важного при произнесении речи, чем расположить к себе слушателей и так их возбудить, чтобы они были руководимы больше неким душевным порывом и волнением, чем советом и разумом. Люди ведь гораздо чаще руководствуются в своих решениях ненавистью или любовью, или пристрастием, или гневом, или горем, или радостью, или надеждой, или боязнью, или заблуждением, или другим каким-нибудь душевным движением, чем справедливостью или предписанием, или каким-нибудь правовым установлением, или судебным решением, или законами". Цицерон явно имеет в виду именно эмоциональную сторону дела и противопоставляет ее разумной стороне дела.

Француз Блез Паскаль в работе "Об искусстве убеждения" написал: "… искусство убеждения состоит как в искусстве быть приятным, так и в искусстве убеждать: до такой степени люди управляются более капризом, нежели разумом".

Русский историк Н.М. Карамзин в предисловии к "Истории государства Российского" пишет: "Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастие". Очевидно, Н.М. Карамзин считает, что "мятежные страсти" противостоят разуму и это противоречие не так-то легко утрясти.

Вряд ли можно найти такие мемуары современников общественных переворотов, в которых не отражался бы безрассудный разгул страстей человеческой массы и неразумность поведения людей.

Вспомним и расхожие афоризмы: "Тьмы черствых истин нам дороже нас утешающий обман", "Вообще надо поступать разумно, а не так, как хочется. Но, если уж очень хочется, то делай так, как хочется".

Из всего этого надо сделать вывод о том, что проблема противоречий между чувствами и разумом была известна человечеству во все времена, что люди руководствуются более чувствами, желаниями и страстями (эмоции), чем разумными соображениями и что большинство человеческих поступков совершается исходя из чувственных (эмоциональных) побуждений.


Кроме теоретических работ для широкого круга читателей не имеющих специального образования по психологии и философии написана и издана предлагаемая ниже книжка "Основы психологии в популярном изложении."

©2009. Сайт посвященный вопросам современной психологии
Создание сайта, Веб дизайн ИДС Технологии