Состояние современной психологии

Неудовлетворительное или даже кризисное состояние мировой психологии в начале 21 века объясняется нежеланием психологов признать, что люди применяют не одно, а два разных психических механизма или две компоненты мышления полняемые разными способами. Однако это давно замечено многими выдающимися людьми...

Внимание! Авторские права наших публикаций подтверждены. При любом копировании информации с сайта, ссылка на первоисточник ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Наши контакты:

тел: 978-72-79

e-mail: ids79@yandex.ru

Форма обратной связи

Карта сайта


Современная психология Основы психологии в популярном изложении § 5. Сходство и различия эмоционального мышления и разумного или научного мышления

§ 5. Сходство и различия эмоционального мышления и разумного или научного мышления

Хотя эмоциональное мышление имеет много общего с условными рефлексами, оно во многих отношениях значительно сложнее условных рефлексов и ближе к разумному мышлению людей. Отметим основные моменты сходства и различий эмоционального мышления и разумного мышления:

1. Эмоциональное мышление в большинстве случаев является длительным действием, выполняемым в идеальном плане и часто без внешних проявлений. Условные рефлексы проявляют себя в виде отдельных эпизодов, не связанных друг с другом, а эмоциональное мышление представляет собой длительный процесс, который объединяет общей тенденцией многие различные действия и поступки и в этом отношении оно приближается к разумному мышлению. Поэтому в случае эмоционального мышления надо говорить не только об отдельных действиях, но и о поведении, инициируемом эмоциональным мышлением и представляющем собой ряд действий и поступков разного уровня и качества, объединяемых общей тенденцией или общим эмоциональным мотивом. Так, например, эмоция или чувство горя может актуально присутствовать в психике конкретного человека много дней или даже месяцев, и это может быть причиной или мотивом многих действий и поступков. Такая эмоция влияет даже на многие привычные действия, выполняемые почти автоматически. Время от времени переживания горя может прерываться и на время сменяться другими переживаниями или эмоциями. В таких случаях эмоция горя хранится в памяти и потом вновь актуализируется или вспоминается.

2. Эмоции произошли от переживаний состояния организма и потому они, как и переживания состояния, обычно сливаются в одну или складываются, образуя нечто среднее или промежуточное. В первом приближении это происходит примерно так же, как в алгебре складываются положительные и отрицательные величины. Всякая актуально существующая в высшей нервной системе эмоция постоянно складывается с эмоциями, образующимися по поводу вновь и вновь поступающих в обработку ощущений, с эмоциями, вырабатываемыми по поводу воспоминаний, и с эмоциями настроения. Это процесс очень древний в эволюционном плане и относительно простой. Поэтому не удивительно, что он совершается быстро и незаметно для интроспективного самонаблюдения или подсознательно. Мы только обнаруживаем или осознаем, что наши эмоции изменяются, и происходит это примерно так же быстро, как срабатывают условные рефлексы. Иногда, но не всегда, мы можем в разумном плане сообразить, под действием каких причин эмоция изменилась. Но работу психического механизма, обеспечивающего выработку эмоции, мы не можем заметить и осознать. Взаимодействия между эмоциями значительно проще, чем взаимодействия между понятиями в разумном мышлении. Но самый факт их взаимодействий разительно отличает эмоции от условных рефлексов и сообщает эмоциональному мышлению свойства идеального действия.

3. Количество возможных разных эмоций невелико, и, так сказать, словарь эмоционального мышления очень беден в сравнении со словарем разумного мышления. Относительно простой способ взаимодействия между различными эмоциями, который в первом приближении заключается в образовании чего-то среднего или промежуточного по качеству и величине, также существенно ограничивает познавательные возможности эмоционального мышления. Более или менее сложные вещи и явления эмоциональное мышление не может описать, не упрощая их. В разумном же мышлении можно легко вводить сколько угодно новых понятий и соответствующих слов. И также не ограничены в разумном мышлении возможности вводить какие угодно правила и приемы сочетания и взаимодействия понятий и соответствующих слов или, иными словами, возможны любые варианты логики. Разумное мышление в отношении количества понятий и правил их сочетания или взаимодействия не знает никаких ограничений кроме тех, которые вытекают из требования соответствия идеальных моделей внешней действительности. Поэтому возможности разумного мышления безграничны.

Эмоциональное мышление описывает внешние предметы в обобщенном виде и такими, как они воспринимаются непосредственно нашими органами чувств, а разумное мышление обеспечивает детальное, многостороннее и глубокое познание предметов и их сущности вне зависимости от конкретных и случайных форм их проявления и восприятия субъектом познания. Поэтому сложная трудовая деятельность по преобразованию природных предметов возможна только на основе разумного мышления. Но эмоциональное мышление возникло гораздо раньше в эволюционном плане. Оно развито и освоено до почти полного использования его возможностей. И оно имеет существенные преимущества в скорости действия, способности быстро осваивать новое и преодолевать информационные пустоты, а также еще и в постоянной пригодности его данных для немедленного использования. Поэтому эмоциональное мышление до сих пор используется людьми много шире и полнее, чем разумное мышление. Свойства эмоционального мышления таковы, что в психической жизни людей всегда присутствует эмоциональная компонента, и даже разумное мышление окрашено, окружено и опутано эмоциями, которые на него сильно влияют, то помогая ему, то мешая или образуя более или менее нейтральный фон.

4. Информация об эмоциональном процессе в высшей нервной системе животного очень важна для его соседей, особенно если это животные со стадным или стайным образом жизни. Поэтому у животных в ходе эволюции, выработана способность понимать по внешним признакам переживаемые эмоции, и сами эти признаки (жесты, звуки) в ходе эволюции развиты так, чтобы эффективнее выразить и передать соседям или соплеменникам переживаемые эмоции. В конечном счете, это привело к тому, что называется языком животных.

Большинство специалистов по психологии животных согласны с тем, что язык животных выражает и передает именно эмоции, а не дискретные понятия. В языке животных насчитывают от нескольких десятков до нескольких сотен разных сигналов или "слов". Все эти сигналы бывают разной интенсивности и могут плавно переходить друг в друга. Язык животных по его свойствам соответствует именно передаче эмоций, а не дискретных понятий, применяемых людьми в разумном мышлении.

Переживания состояния организма и произошедшие от них эмоции у большинства животных и человека имеют много общего. Поэтому в общих чертах язык животных одного вида доступен для понимания животными других видов даже без тренировки и обучения. Все, кто имел дело с собаками и лошадьми, не сомневаются в том, что эти животные переживают простые чувства или эмоции примерно так же, как люди. Они умеют понимать такие чувства животных, и убеждены в том, что и животные также понимают людей.

Таким образом, эмоциональное мышление в большинстве случаев ассоциируется со средством общения или языком, соответствующим ему по свойствам. В этом отношении эмоциональное мышление приближается к разумному мышлению.

5. Дискретные понятия и слова разумного или научного мышления сами по себе, в отрыве от их связей с обозначаемыми предметами и явлениями, остаются бессмысленными пустышками и ничего не стоят. Они, как болванки для ключей, приобретают значение и смысл путем их подгонки, увязки или соединения с обозначаемыми предметами и явлениями. В противоположность этому слова эмоционального мышления немало значат и сами по себе вне связей с оцениваемыми или обозначаемыми предметами. Слова эмоционального языка или просто эмоции в составе эмоционального языка имеют двойственную сущность. С одно стороны они связываются с внешними предметами, но, с другой стороны, они всегда вместе с тем есть представители определенных физиологических состояний организма или переживаний состояния организма. В противоположность понятиям и словам разумного мышления, которые используют физиологический материал, очень свободно формируя из него разные нейродинамические модели, почти совершенно не связывающиеся с физиологическими состояниями организма, слова эмоционального языка не потеряли этой связи, и переживание почти любой эмоции приводит к характерным изменениям в физиологическом состоянии. Правда в этом отношении эмоции сильно отличаются друг от друга и есть эмоции, слабо влияющие на физиологическое состояние, но нейродинамические модели понятий разумного мышления функционируют в нервной системе почти совершенно не изменяя ее состояния так, что при попытках выявить эти изменения обнаруживаются, прежде всего, общие моменты вроде общего потребления энергии и общей электрической активности, но не что-то такое, что можно связывать с определенными нейродинамическими моделями и различать эти модели друг от друга.

Сколько ни повторяй слово "страшно" (элемент разумного мышления) – только от этого страшно не станет и в физиологии ничего не изменится. Но если внушить человеку чувство или эмоцию страха, то в его физиологическом состоянии произойдут определенные изменения, которые легко обнаруживаются с помощью подходящей аппаратуры. И изменения в случае переживания страха явно отличаются от изменений сопутствующих переживанию удовольствия и других эмоций. Состояние организма можно изменить путем внушения или передачи эмоций почти так же, как его можно изменять с помощью химических средств. В этом отношении слова эмоционального мышления или эмоции сходны со средствами химического воздействия – алкоголем, наркотиками, ядами и транквилизаторами.

Слова эмоционального языка имеют изначальную естественную ценность и смысл, которые придает им их связь с переживаниями состояния организма и которую нельзя изменять произвольно. Поэтому язык эмоций и те детали общего человеческого языка, которые служат для передачи эмоций (междометия), у людей всех рас и народов имеют много общего. Если к вам обращаются на незнакомом языке, то вы, прежде всего, начинаете понимать эмоциональную сторону дела – сердится говорящий или удивляется, боится или возмущается и т.п.

Связи слов разумного языка с их смыслом можно легко менять и произвольно вводить сколько угодно новых слов для обозначения новых смыслов и смысловых оттенков, если это покажется нужным или желательным. Смысловые значения слов разумного языка сохраняются стабильно не потому, что его нелегко изменять, а потому что изменения создали бы существенные практические неудобства и затруднения, т.к. всем людям, общающимся с помощью данного языка, пришлось бы усваивать новые значения слов и было бы необходимо исправлять множество книг и печатных и писаных документов. Когда вводятся совершенно новые понятия, эти неудобства отсутствуют и потому новые термины вводить легче, чем изменять старые. Совершенно новые разумные слова усваиваются и запоминаются легче и быстрее, если в их звучании имеются определенные аналогии, смысловые связи, образные обобщения или даже звуковое сходство с обозначаемыми предметами и явлениями. Для обозначения птиц и животных часто используются слова, произношение которых напоминает звуки, издаваемые соответствующими животными. Даже слово гром несколько напоминает звук обозначаемого явления. Но такие обстоятельства являются второстепенными, и учитывать и вовсе не обязательно.

Все обстоятельства, приводящие к стабильности разумного языка, вытекают не из его природы и свойств, а только связаны с техническими удобствами его применения и, если такие второстепенные обстоятельства не мешают, то понятия и соответствующие слова разумного языка изменяются и вводятся вновь легко и быстро. Стабильность же слов эмоционального языка происходит от их связей с переживаниями состояний организма у высших животных. В отношении компонент, обеспечивающих передачу эмоций, все языки человечества имеют много общего и понимание таких деталей в общих чертах возможно без предварительного обучения. Компоненты же, соответствующие разумному мышлению, различаются гораздо существеннее, так что взаимопонимание без предварительного обучения почти совершенно невозможно.

6. В эмоциональном мышлении, так сказать, используется только одна логическая фигура или одно правило – объект всегда однозначно и, безусловно, связывается с одним предикатом (эмоцией). Все оцениваемое или описываемое ставится на место объекта и с ним связывается какой-нибудь предикат из "словаря" эмоций. Оцениваемый предмет или явление всегда только приятно или отвратительно, страшно или привлекательно, восхитительно или отталкивающе и т.п., но никогда не состоит из двух других объектов, не больше или меньше другого объекта, не станет или был другим объектом и т.д. Любой объект связывается только с одним предикатом, который дает суждение сразу обо всем объекте целиком, но не с его частями по отдельности. Оценки всегда являются обобщенными и довольно четко ориентированными по отношению к оценивающему организму или в большинстве случаев положительными или отрицательными с точки зрения организма. Поэтому от оценок обычно легко переходить к действиям или они постоянно готовы для оперативного использования.

Оценки вещей в разумном мышлении или результаты разумного познания вещей в большинстве случаев никак не ориентированы относительно человека и его интересов и потому переход от них к действиям часто представляет собой чуть ли не такую же сложную задачу, как само познание, и требует больших затрат времени. Поэтому построение подготовительных и упреждающих действий на основе только разумного мышления в большинстве случаев практически совершенно неприемлемо. Заменить эмоциональное мышление разумным мышлением нельзя, прежде всего вследствие разницы в скоростях действия. Но кроме этого нельзя не учитывать и того, что эмоциональное мышление в эволюционном плане давно, прочно и всесторонне встроено в психику и связано с физиологическим обеспечением психики или с физиологией нервной системы и с физиологией всего организма. Отказ от эмоционального мышления и переход к одному только разумному мышлению невозможен без коренной перестройки физиологической стороны высшей нервной деятельности. А это в ближайшем будущем совершенно нереально.

7. В эмоциональном мышлении бывают случаи, когда человек как бы осознает и оценивает собственные эмоции в эмоциональном же плане. Так, например, можно стыдиться за свои чувства или гордиться ими. Это напоминает сознание или самоосознание или наблюдение и оценку своих же мыслей в разумном мышлении. В эмоциональном мышлении это явление относительно редкое. Качество или модальность эмоциональной оценки переживаемых эмоций обычно соответствует данным разумного мышления. Исходя из этого, следует думать, что такое явление связано с разумным мышлением или является его побочным результатом и, по-видимому, невозможно без него. Иными словами, сознание или самоосознание только в эмоциональном мышлении, по-видимому, отсутствует.

8. Разумное мышление со всеми его элементами полностью приобретается каждым человеком уже после его рождения в результате его обучения другими людьми. В нем нет врожденных элементов или деталей. Как известно, без обучения со стороны других людей ребенок сам не станет ни говорить, ни даже ходить на двух ногах. Несколько иначе обстоит дело с эмоциональным мышлением. В нем существенную роль играют безусловные эмоциональные рефлексы, которые обычно называются проявлениями инстинктов и передаются наследственным путем. Это, так сказать, априорные или изначальные безусловные коренные истины эмоционального мышления или инстинктивное эмоциональное знание, присущее всем индивидам от рождения. Однако и такое знание редко встречается в чистом виде. Обычно оно тренируется, дорабатывается и ассоциируется с условными рефлексами после рождения индивида.

9. По возможности обработки информации разных видов эмоциональное мышление значительно превосходит условные рефлексы и приближается к разумному мышлению. Практически в мире нет почти ничего такого, что, так или иначе, нельзя сравнивать с чем-нибудь известным, и на основе такого сравнения выработать эмоциональную оценку. Поэтому эмоциональное мышление относительно легко и быстро справляется с задачами, над которыми разумное мышление бьется десятки и сотни лет. Иначе говоря, эмоциональное мышление способно преодолевать информационные пустоты или зоны, через которые пока не удается протянуть цепочки причинно-следственных связей, вследствие чего разумное мышление останавливается надолго. Разумное мышление познает окружающие предметы и явления более глубоко, детально и всесторонне, а эмоциональное мышление дает относительно поверхностное и потому менее верное познание, но значительно быстрее. Поэтому оптимальным для практики вариантом является совместное применение обоих видов или компонент мышления с учетом их свойств или в правильном их сочетании.

Вообще в безгранично универсальном в возможностях разумном мышлении имеются, в частности, и такие упрощенные способы, как способ сравнений по качествам, на котором основывается эмоциональное мышление. Но в составе разумного мышления этот способ имеет частное ограниченное значение. Он применяется только за неимением лучшего и при первой возможности отбрасывается, т.к. вообще он представляет собой уклонение от полноценного познания и использования причинно-следственных связей между вещами и явлениями в природе.

10. Можно сказать, что в эмоциональном мышлении имеет место абстрагирование от конкретных предметов и выражается или используется только их обобщенное отношение к организму в виде эмоций. Сигналы тревоги у животных обычно не содержат информацию о конкретных видах опасности и передают только эмоцию тревоги и страха. Для часто встречающихся типичных видов опасности могут применяться сигналы с определенными оттенками, но и такие сигналы в значительной мере абстрактны. Петух созывает кур особым сигналом, который означает только то, что он нашел что-то привлекательное, какую-то пищу, но что это такое по его сигналу определить нельзя. В рычании собаки не бывает оттенков, связываемых только с одним определенным человеком, и нет у собак эмоций и выражений эмоций, относимых ко всем живым существа. С любым живым существом вообще нельзя связать определенно какую-нибудь эмоцию.

Таким образом, в эмоциональном мышлении и соответствующем языке имеет место определенное абстрагирование, но оно почти не варьируется по степени или глубине абстракции. Ограниченный "словарь эмоций" не дает возможности делать это. В эмоциональном мышлении нельзя так свободно сочетать понятия самых разных степеней абстракции, как это делается в разумном мышлении. Обозначения конкретных предметов и обозначения понятий с высокими степенями абстракции недоступны эмоциональному мышлению.

11. Эмоциональному мышлению недоступны и такие вещи, как время настоящее, прошедшее и будущее, и модальности обязательно, желательно, возможно - невозможно, вероятно - невероятно, наверное, и т.п. В эмоциональном мышлении все воспринимается только как существующее здесь и сейчас, и воображаемое мало отличается от реально существующего. Время вообще ни хорошо, ни плохо, ни приятно, ни досадно, ни страшно, ни противно. Только в связи с каким-нибудь конкретным обстоятельством его можно связать с эмоцией. Но в таких случаях эмоция связывается с конкретным обстоятельством, а не со временем вообще.

Забегая вперед, сошлемся на искусство, которое есть передача или внушение эмоций, и потому имеет свойства, соответствующие эмоциональному мышлению. В искусстве, если, например, вы смотрите на изображение апельсина, вы никак не можете сказать, что это апельсин будущий или бывший, возможный или невозможный, обещанный вам, наверное, или такой, о котором сказано, что вы его никогда не получите. Сцену на картине Репина "Иван Грозный и его сын Иван" вы воспринимаете так, как будто изображенное событие имеет место сейчас перед вами, и не существует сотен лет, разделяющих сейчас и тогда. Печаль, выражаемую в полонезе "Прощание с родиной" вы чувствуете так, как будто это вам сейчас предстоит изгнание, а время не существует вообще.

В искусстве (в эмоциональном мышлении) все существует только здесь и сейчас перед вами, но не где-то далеко в пространстве, или в прошлом, или в будущем. Время и модальности мы познаем и осознаем только разумным мышлением. Вследствие трудностей с познанием времени вообще, в эмоциональном мышлении не познаются и последовательности событий во времени и причинно-следственные связи.

12. Какой эмоцией можно обозначить абстрактные понятия - один, два, три, круг, квадрат, прямая? Нет таких эмоций, которыми более или менее обоснованно можно обозначить эти понятия. Поэтому элементарная математика и геометрия недоступны эмоциональному мышлению. Но это не значит, что черный квадрат Малевича в сочетании с окружающим полем не может связываться с некоторой эмоцией. Все предметы, так или иначе оцениваемые эмоционально, имеют, конечно, свои геометрические и количественные характеристики. Но эта сторона дела не учитывается эмоциональным мышлением и потому в эмоциональном мышлении невозможны геометрия и арифметика, оперирующие с абстрактными формами и количествами.

13. В эмоциональном мышлении существуют свои правила или своя логика, которые существенно отличаются от логики разумного мышления. Эмоции возникают и изменяются по определенным законам характерным для эмоционального мышления. При взаимодействии эмоций образуется нечто среднее или промежуточное, а положительные и отрицательные эмоции взаимодействуют примерно так же, как складываются алгебраические величины. Все это можно узнать поточнее, и смоделировать на электронных машинах. Машинная модель эмоционального мышления, по-видимому, возможна, если заложить в нее фактор заинтересованности и безусловные эмоциональные рефлексы.

14. Разумное мышление осознаваемо, по-видимому, полностью. Мы все время находим в нем ошибки, исправляем их и добиваемся как можно более полного соответствия его с внешней действительностью, чтобы можно было, основываясь на нем, успешно действовать во внешнем мире. Мы можем исправлять в нем все детали и обращаемся с ним как полновластные хозяева. Поэтому оно не кажется нам таинственным и непостижимым. Иначе обстоит дело с эмоциональным мышлением. Оно не осознаваемо, как не осознаваемы условные рефлексы. Но оно значительно сложнее и разнообразнее условных рефлексов. Его результаты иногда поражают нас, как гром с ясного неба. Например, преступник задумал убить ребенка и обокрасть квартиру, но, когда он увидел ребенка и тот обратился к нему с предложением поиграть, преступник почувствовал, что он не может совершить задуманное, несмотря на то, что серьезных препятствий нет. Мешает чувство (эмоция), которое считается проявлением души и является безусловным эмоциональным рефлексом. Это кажется поразительным и таинственным, указанием "перста судьбы" или проявлением воли бога. На самом деле ничего таинственного нет. Просто человек не учел, что при виде ребенка в нем подсознательно автоматически появится то чувство, которое взрослые обычно переживают по отношению к детям. Это безусловный эмоциональный рефлекс или инстинкт. Сознательными усилиями воли его можно преодолеть, но не всякий человек станет это делать. Если преступник это все же сделает, то его потом может долго мучить совесть, которая так же основывается на безусловном эмоциональном рефлексе.

Удивительно таинственными и чудесными проявления эмоционального мышления только кажутся, и происходит это из-за неосознаваемости эмоционального мышления и не подконтрольности его усилиям воли, а также иногда и из-за поразительной силы или интенсивности переживаний.

15. Читатель, наверное, и сам уже догадался, что разумное мышление является исключительной привилегией людей и применяется ими вместе с эмоциональным мышлением в разных комбинациях и сочетаниях, а эмоциональное мышление во вполне развитом и совершенном виде присуще высшим животным. Таким образом, граница между психикой человека и психикой животных с точки зрения предлагаемой теории (ТДМ) проводится легко и естественно. Это граница между эмоциональным мышлением и разумным или научным мышлением, которое присуще только человеку.

16. Эмоциональные механизмы людей и животных очень близки или в первом приближении одинаковы. Отличие эмоциональности человека от эмоциональности животных состоит не в способе работы эмоциональных механизмов, а в том, что человек применяет этот механизм не только в тех же областях жизни, что и животные, но еще и в области трудовой и творческой деятельности, в научно-мыслительной деятельности и в области общественных отношений, которая у людей гораздо шире и играет гораздо большую роль, чем у животных. Эмоции, проявляемые в этой области, удобно называть эмоциональным дополнением человека. В этой области имеются и безусловно-рефлекторные элементы или эмоциональные задатки называемые инстинктами. Так, например, человек после успешной трудовой деятельности испытывает гордость за свой труд, удовлетворение и уверенность в себе. Эти чувства появляются неизменно у молодых людей без предварительной тренировки после первого же случая значительного интенсивного труда так, что нередко это удивляет их самих.

Самые сильные эмоции у людей связываются с признанием их достоинства со стороны других людей, с общественным авторитетом, с почетом, со славой и с властью. Говорят, что самое трудное испытание для человека - это испытание властью. Достаточно выразительна и русская поговорка "На миру и смерть красна". Очень сильные эмоции связываются с творческим трудом и с собственностью. Таких эмоций у животных нет.

В остальных тематических областях жизни человеческая эмоциональность имеет очень много общего с эмоциональностью высших животных, хотя она проявляется в окультуренных формах и отдельные ее проявления искусственно подавляются. Имеются также случаи, когда проявления эмоциональности у людей несколько притуплены вследствие того, что люди во многих случаях склонны все же полагаться на разум и общественные традиции больше, чем на эмоции. Притупление эмоциональных проявлений общих с животными аналогично тому, как в городских условиях притупляется обоняние и зрение людей. Но это наблюдается не всегда и часто разница в эмоциональных проявления у людей и высших животных получается оттого, что животные тренируют и развивают некоторые эмоции существенно больше, чем люди. Но это все детали, которые нередко не обнаруживаются, а главное различие между эмоциональностью человека и животных состоит в наличии у человека человеческого эмоционального дополнения или эмоциональных проявлений связываемых с трудовой и общественной деятельностью.


Кроме теоретических работ для широкого круга читателей не имеющих специального образования по психологии и философии написана и издана предлагаемая ниже книжка "Основы психологии в популярном изложении."

©2009. Сайт посвященный вопросам современной психологии
Создание сайта, Веб дизайн ИДС Технологии