Состояние современной психологии

Неудовлетворительное или даже кризисное состояние мировой психологии в начале 21 века объясняется нежеланием психологов признать, что люди применяют не одно, а два разных психических механизма или две компоненты мышления полняемые разными способами. Однако это давно замечено многими выдающимися людьми...

Внимание! Авторские права наших публикаций подтверждены. При любом копировании информации с сайта, ссылка на первоисточник ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Наши контакты:

тел: 978-72-79

e-mail: ids79@yandex.ru

Форма обратной связи

Карта сайта


§ 3. Структура психики

Обработку информации в высшей нервной системе в соответствии со схемой на рис. 3 следует представлять себе в виде параллельной работы трех полных психических механизмов, как показано на рис. 4. Одни и те же ощущения и восприятия могут служить исходным материалом или начальными данными и для условных рефлексов, и для эмоционального мышления, и для разумного мышления. Это можно видеть на себе экспериментально. Звук, вызвавший у нас срабатывание условного рефлекса, дает вместе с тем эмоциональный эффект и, несомненно, нет такого ощущения, которое не могло бы быть взято в обработку с помощью разумного мышления. Поэтому следует думать, что в первом приближении все три механизма могут работать параллельно и более или менее независимо. При этом, конечно, нередко бывают случаи, когда работают только два механизма или даже только один. Чаще всего отсутствует разумное мышление, т.к. оно не имеет свойства работать постоянно с подсознательной автоматичностью, как условные и эмоциональные рефлексы. Оно подконтрольно сознанию и воле и нередко совершается не сразу после получения ощущений, но через большие произвольные интервалы времени – от секунд и минут до десятков лет. Но это варианты, которые трудно отразить на общей схеме. Схема на рис. 4 отражает структуру всей психики в общих чертах с принципиальной стороны. Это общий случай всей психики, а не только части психических явлений.

Однако на схеме рис. 4 не указаны установки, подсознательная обработка информации в психике, чувства, аффекты и кое-что еще. Но по разным причинам это не сужает всеобщности этой схемы. Выше уже говорилось, что нет таких особых психических явлений, которые называются установками, и существуют наряду с условными рефлексами, эмоциями, разумным мышлением и т.п. Теория установок представляет собой описание психических явлений с особой точки зрения и эта точка зрения выбрана неправильно. Примерно так же обстоит дело и с другими психическими явлениями, не указанными в схеме на рис. 4. Все они являются сторонами или разновидностями того, что указано на схеме, и ниже мы еще будем рассматривать этот вопрос применительно к конкретным психическим явлениям.

Схему на рис. 4 было бы полезно дополнить представлением о тематических блоках, в которые объединяются условные рефлексы, эмоции и разумное мышление. В жизни каждого человека можно выделить несколько важных тем, областей жизни или физической и психической деятельности, которые между собой связаны. Человек многократно к ним обращается на протяжении месяцев и лет и у него складываются относительно стабильные объединения условных рефлексов, эмоций и разумного мышления по поводу таких тем. Эта любовь и семья, работа, если она интересует и привлекает человека, спорт и разные другие увлечения или "хобби". Характер и стиль протекания психических явлений во многом существенно зависит от того, в какой из тематических блоков и как включено данное психическое явление. Поэтому целесообразно выделять такие блоки или направления и их психическую сторону называть психическими деятельностями. Правильное построение таких деятельностей безусловно важно для практики. Это называется деятельностным подходом. Ценность такого подхода заключается в том, что он приближает психологическую теорию к практике. Но отражение этой стороны дела на схеме рис. 4 сделало бы эту схему слишком сложной и запутанной.

Термин "чувство" имеет очень широкое значение. В выражениях "я чувствую" и "органы чувств" он означает то же самое, что ощущение. В выражениях "чувственные желания" и "чувственные побуждения" он значит то же, что эмоция или внутренне переживание. А в выражении "большое чувство" имеется в виду эмоциональная сторона тематического блока или деятельности, объединяющая многие эмоциональные явления с примесью разумного мышления и условных рефлексов. Поэтому чувства в широком смысле слова в схеме на рис. 4 присутствуют в виде ощущений и эмоций и подразумеваются в составе тематических блоков или деятельностей. По-видимому, в психологии надо оперировать главным образом термином "эмоция", а термин "чувство" применять только при рассмотрении тематических блоков. Но автор выше применял термин "чувство" ради достижения популярной понятности там, где следовало бы применять термин "эмоция".

Под аффектами, несомненно, следует понимать только эмоции в тех случаях, когда они имеют настолько большую интенсивность, что создают помехи для разумного мышления или даже вовсе исключают его возможность. Этот термин применялся при описании случаев, когда человек теряет контроль над самим собой и не может вести себя разумно. В состоянии аффекта всегда присутствует очень сильная эмоция. Соответственно этому на схеме рис. 4 аффекты не указаны отдельно, а только подразумеваются как разновидность эмоций.

В некоторых психологических теориях мотивы рассматриваются как особое психическое явление и описываются в максимально обобщенном виде по форме так же, как будто они являются особым психическим явлением наряду с эмоциями, разумом, условными рефлексами и т.д. С нашей точки зрения мотивы вообще и мотивация вообще сразу неизбежно распадаются на три раздела или сорта: мотивы условно-рефлекторные, мотивы или побуждения эмоциональные и мотивы разумно-мыслительные. Иначе говоря, мотивы вообще есть лишь название, за которым скрываются три сорта непосредственных причин для действий и поведения – условные рефлексы, эмоции и разумные решения действовать. Изучение мотивов нужно проводить отдельно для каждого из этих случаев, ибо мотивы эмоциональные слишком существенно отличаются от разумных решений действовать и от условных рефлексов. Мотивы вообще не отражены на схеме рис. 4, но они на ней представлены тремя разновидностями переходов к действиям и поведению от условно-рефлекторного знания, от эмоций и от волевых решений разумного мышления.

Вопрос о включении в схему на рис. 4 подсознательных психических явлений и фрейдистских представлений будет рассмотрен ниже.

В схеме на рис. 4 отражено своеобразное понимание воли в системе представлений теории двухкомпонентного мышления (ТДМ). В ТДМ воля понимается как особый частичный психический механизм, обеспечивающий переход от разумного мышления к действиям. В эмоциональном мышлении многое является врожденным или инстинктивным и переход от мышления к действию очень похож на переход к действию в механизме условных рефлексов. Возможно, что он представляет собой модификацию задержанного рефлекса. Поэтому не удивительно, что он выполняется подсознательно, незаметно для интроспективного наблюдения, как-то сам собой. Нередко нам нежелательно, чтобы окружающие могли догадываться о наших переживаниях (эмоциях) по едва заметным для нас движениям и мимике, которые выполняются подсознательно вопреки нашей воле. В таких случаях нам приходится применять значительные усилия воли, чтобы не совершать непроизвольные движения, которые выдают нас. Мы боремся с этим примерно так же, как с нежелательными условными рефлексами. Поэтому надо думать, что переход от эмоций к действиям представляет собой модифицированный задержанный рефлекс. Совершенно иначе обстоит дело в разумном мышлении, которое целиком осваивается человеком в процессе обучения и воспитания. В разумном мышлении переход к действию нельзя связать более или менее определенно и однозначно с каким-нибудь понятием, фрагментом или деталью разумного мышления. Это совершенно не похоже на условные рефлексы. В разумном мышлении всякий раз принимается решение о переходе к действию. Поэтому возникает вопрос о формировании и освоении нового специального психического механизма – воли. Людей, которые мыслят правильно и все понимают правильно, но затрудняются перейти от мыслей и слов к делу, мы называем безвольными или слабовольными, хотя от эмоциональных побуждений они переходят к действиям без затруднений. Понимание воли в ТДМ хорошо согласуется с тем, что волю необходимо формировать или воспитывать в процессе воспитания каждого человека. Что же касается эмоционального мышления, то тут, наоборот, надо воспитывать так, чтобы человек умел не совершать действий, вызываемых эмоциональными побуждениями. Очевидно, понимание воли в ТДМ хорошо согласуется с интуитивно-эмпирическим пониманием этого явления.


Кроме теоретических работ для широкого круга читателей не имеющих специального образования по психологии и философии написана и издана предлагаемая ниже книжка "Основы психологии в популярном изложении."

©2009. Сайт посвященный вопросам современной психологии
Создание сайта, Веб дизайн ИДС Технологии