Состояние современной психологии

Неудовлетворительное или даже кризисное состояние мировой психологии в начале 21 века объясняется нежеланием психологов признать, что люди применяют не одно, а два разных психических механизма или две компоненты мышления полняемые разными способами. Однако это давно замечено многими выдающимися людьми...

Внимание! Авторские права наших публикаций подтверждены. При любом копировании информации с сайта, ссылка на первоисточник ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Наши контакты:

тел: 978-72-79

e-mail: ids79@yandex.ru

Форма обратной связи

Карта сайта


Современная психология Основы психологии в популярном изложении § 1. Возможности построения прогнозов и психические механизмы их использования

§ 1. Возможности построения прогнозов и психические механизмы их использования

Вообще существуют только две возможности для выработки планов или программ подготовительных действий. Первая возможность заключается в использовании аналогий или связей во времени и по свойствам. Например, можно основываться на том, что за таким-то событием обычно следует такое-то другое событие, или на том, что все приятно пахнущее и имеющее такую-то форму и цвет, лучше, чем то, что пахнет дурно и имеет другую форму и другой цвет. При этом не выясняются все детали таких взаимосвязей, а только выявляются сами связи, выявляются только начала и концы тех цепочек причинно-следственных связей, благодаря которым существуют эти связи. Вторая возможность заключается в детальном познании цепочек причинно-следственных связей без пропусков и разрывов и в переходе к будущим событиям на основе такого знания. Для использования этой второй возможности необходим человеческий разум или человеческое разумное мышление.

Условные рефлексы представляют собой простейший полный психический механизм, позволяющий использовать только связи во времени. В ходе выработки условного рефлекса животное обнаруживает или узнает о том, что определенному жизненно важному событию всегда или с высокой вероятностью предшествует какое-то жизненно неважное событие. Когда условный рефлекс выработан, это жизненно неважное событие используется как сигнал или информация о приближающемся жизненно важном событии и начинаются подготовительные или упреждающие действия или состояние организма изменяется так, что он оказывается подготовленным к приближающемуся жизненно важному событию. При этом животные не выясняют, почему сигнальное событие постоянно предшествует жизненно важному, как и через что эти события связаны и какие для этой связи необходимы условия. Животные выясняют только то, что связь так или иначе все же существует и ею можно воспользоваться. Этим объясняется ограниченная надежность условных рефлексов, но также и их относительная простота и высокая скорость срабатывания.

Связи во времени представляют собой небольшую часть всех связей вообще и условные рефлексы позволяют использовать только эту небольшую часть или только этот вид информации. При этом не обеспечивается учет всех существенных обстоятельств и возможностей изменить ход событий в будущем и потому нельзя построить сложную и эффективную систему действий, изменяющих ход будущих событий в желаемом направлении. Можно осуществить только относительно простые подготовительные и упреждающие действия или изменения состояния организма.

Разумное человеческое мышление отличается тем, что оно выявляет и познает все звенья причинно-следственных связей и обнаруживает условия необходимые для существования этих связей. Изменяя эти условия можно влиять на ход событий в будущем. Внешняя действительность познается в разумном мышлении глубоко и всесторонне и благодаря этому обеспечиваются широкие возможности построения самых сложных систем подготовительной деятельности. Но для разумного познания природы необходим огромный аппарат дискретных понятий с разными степенями абстракции и надо уметь пользоваться этим аппаратом. Необходимо и, так сказать, соответствующее аппаратурное обеспечение – человеческий мозг.

Для разумного или научного познания требуется много времени и труда. Если условный рефлекс вырабатывается за часы или дни и потом срабатывает практически мгновенно (за доли секунды), то в разумном мышлении некоторые проблемы познания решаются за сотни и тысячи лет многими поколениями и использование уже готовых знаний нередко также требует большего времени. Готовое научное знание очень часто не может быть использовано так быстро, как того требуют обстоятельства практической жизни. Разумные научные знания образуют такую обширную и сложную систему, что она не может быть осуществлена одним человеком. Она существует в головах многих людей и передается от предков к потомкам с помощью обучения и передачи опыта.

Разумное мышление по своей природе является универсальным и потому оно, в частности, позволяет использовать и поверхностно выявляемые связи во времени, на которых основываются условные рефлексы. Но в разумном мышлении это только частный способ, применяемый лишь очень ограниченно в тех случаях, когда нет возможности осуществить полное детальное познание. Этот способ считается ненадежным и его всегда стремятся при первой возможности заменить более надежным детальным разумным познанием.

В общеизвестных полных психических механизмах – условных рефлексах и человеческом разумном мышлении – используются не все возможности прогнозирования и построения подготовительных и упреждающих действий. В условных рефлексах первая и более простая возможность используется только частично, только в варианте использования связей во времени. Вообще же существует еще второй вариант первой возможности, который основывается на использовании связей по качествам или свойствам. Можно использовать для построения подготовительной деятельности связи по цвету, по запаху, по вкусу, по твердости, по форме, размерам и количеству, по положению в пространстве и сочетанию с другими предметами, по стилю, характеру или образу движения и т.п. Например, можно исходить из того, что более красные фрукты лучше зеленых или приятно пахнущие лучше пахнущих противно, из того, что качество предметов, с точки зрения их использования, часто связано с их формой, из того, что пригодность предметов для потребления или их опасность могут зависеть от их положения в пространстве и от соседних с ними предметов, и из того, что свойства животных часть связываются со стилем их движения и издаваемыми ими звуками и т.п. Для построения подготовительной деятельности можно использовать как отдельные данные такого рода, так и совокупности или комплекты данных о двух, трех или многих качествах.

В таких связях и закономерностях заключается гораздо больше информации, и они обеспечивают больше возможностей для прогнозирования, чем в связях во времени. Время одно, а качеств много и они могут использоваться в самых разных сочетаниях и комбинациях друг с другом. Безусловно, можно построить еще один полный психический механизм на основе использования связей по качествам или свойствам.

При использовании связей по свойствам подготовительные действия не должны быть жестко или определенным образом связаны во времени с сигнальным ощущением или восприятием. Они должны следовать за сигнальным восприятием через неопределенный интервал времени, зависящий от многих разных условий и сильно изменяющийся от случая к случаю. Поэтому для использования связей по качествам в высшей нервной системе должно длительное время существовать что-то такое, что при подходящих условиях вызывает подготовительные действия. В общем случае таких действий может быть несколько и конкретный их состав должен определяться условиями и обстоятельствами. Кроме того, это то, что существует в нервной системе длительное время и вызывает разные действия, еще должно изменяться или корректироваться по мере того, как появляются новые ощущения и восприятия, несущие дополнительную информацию. Например, зрительные восприятия по мере приближения к предмету могут уточняться и дополняться обонятельными ощущениями и в результате необходимо изменить или скорректировать то, что приводит к действиям. Таким требованиям механизм условных рефлексов не удовлетворяет и потому он непригоден для использования связей по качествам. Необходим более сложный психический механизм.

Природа не может в случае необходимости, так сказать, заказывать на стороне что-то совершенно новое. Она вынуждена все новое создавать из уже имеющегося материала. Возможна лишь некоторая модификация имеющегося материала или создание его вариантов и разновидностей, более подходящих для новых способов его применения. Новый психический механизм должен был образоваться из уже имевшихся психических и физиологических явлений путем установления между ними новых организационных или системных взаимосвязей. Новым или системным качеством второго полного психического механизма должна быть возможность использовать аналогии или связи по качествам для построения планов или образов будущих упреждающих действий. Мы назвали искомый полный психический механизм вторым по ходу эволюции, потому что он сложнее условных рефлексов (первый полный психический механизм) и очевидно может быть значительно проще человеческого разумного мышления (третий полный психический механизм). Возможность создания такого механизма не могла быть упущена и не реализована природой.

Кроме условных рефлексов и разумного мышления в общепринятых перечислениях психических явлений указываются еще эмоции, мотивация, подсознательная обработка информации, сложные психические явления, проявляемые животными и т.д. Все это явно не входит в разумное мышление или входит в него только частично, и определенно не сводится к условным рефлексам. Наверное, эти явления представляют сбой части еще одного или нескольких полных психических механизмов и целесообразно попытаться выяснить состав и свойства этих полных психических механизмов.


Кроме теоретических работ для широкого круга читателей не имеющих специального образования по психологии и философии написана и издана предлагаемая ниже книжка "Основы психологии в популярном изложении."

©2009. Сайт посвященный вопросам современной психологии
Создание сайта, Веб дизайн ИДС Технологии