Состояние современной психологии

Неудовлетворительное или даже кризисное состояние мировой психологии в начале 21 века объясняется нежеланием психологов признать, что люди применяют не одно, а два разных психических механизма или две компоненты мышления полняемые разными способами. Однако это давно замечено многими выдающимися людьми...

Внимание! Авторские права наших публикаций подтверждены. При любом копировании информации с сайта, ссылка на первоисточник ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Наши контакты:

тел: 978-72-79

e-mail: ids79@yandex.ru

Форма обратной связи

Карта сайта


Современная психология Основы психологии в популярном изложении § 10. Соотношение предлагаемого представления о психике с имеющимися психологическими теориями

§ 10. Соотношение предлагаемого представления о психике с имеющимися психологическими теориями

Сказанное выше является общей теорией психических явлений или основами психологии и связывает психологию с философией и естественнонаучной классификацией наук. Для оценки этой теории желательно рассмотреть ее соответствие основным положениям и направлениям психологии и психологической мысли.

Учение И.П. Павлова об условных рефлексах надо рассматривать как основу предлагаемой системы представлений, и потому нет оснований как-то их противопоставлять. Однако же некоторые разногласия имеются, и они будут рассмотрены ниже в связи с детальным рассмотрением психических явлений.

Представления А.Н. Леонтьева о допсихической раздражимости животных и о психических дистантных ощущениях очевидно надо рассматривать как сторону или грань учения И.П. Павлова, потому что именно механизм условных рефлексов позволяет использовать слабые и жизненно несущественные раздражения как сигналы о чем-то более жизненно важном, что пока еще непосредственно не ощущается. При этом слабые и жизненно несущественные раздражения предупреждает о жизненно важных событиях или являются дистантными ощущениями жизненно важных событий и предметов. В представлении о психических дистантных ощущениях трудно не видеть эффект или следствие работы механизма условных рефлексов. Поэтому представления А.Н. Леонтьева о возникновении психики согласуются с теорией, основанной на представлении об условных рефлексах. Вторая часть работ А.Н. Леонтьева – деятельностный подход, также не противоречит предлагаемой теории, но она касается более детальных психических явлений и будет рассмотрена ниже.

Учение П.Я. Гальперина об ориентировочной деятельности представляет собой очень своеобразный подход к психическим явлениям и кажется трудно согласуемым с другими психологическими теориями. Но если посмотреть на схему на рис. 3 и попробовать выделить в ней самое сложное и оригинальное явление, то, пожалуй, это будет именно ориентировочная деятельность. В простейших случаях ориентировочная деятельность есть выработка условных рефлексов, а в наиболее сложных случаях ориентировочная деятельность представляет собой обучение или освоение разумных знаний, для которого так много сделал П.Я. Гальперин. Поэтому разработки П.Я. Гальперина естественно включаются в предлагаемую систему представлений о психике.

Много сил потрачено психологами для доказательства тесной связи психических явлений с внешней действительностью, с действиями и поведением во внешней материальной среде. При простом эмпирическом подходе, когда все психические явления выделяются на основании того, что их нельзя увидеть, взвесить, измерить и точно локализовать, – при таком подходе доказательство связи психики с внешним миром действительно составляет важную задачу и требует значительных усилий. Но в предлагаемой системе представлений такая связь есть совершенно необходимая деталь или сторона проявлений свойства отражения. Без этой детали все теряет смысл и рассыпается. С нашей точки зрения те, кто доказывал тесную связь психики с деятельностью во внешнем мире, "ломились в открытые ворота". Но так или иначе, предлагаемая теория вполне согласуется с мнением о наличии такой связи.

Попытки разработать теорию психических явлений привели к наличию в настоящее время большого количества частных теорий, которые часто противоречат друг другу. Таковы теория стрессов, теория мотивации, когнитивная психология, психология эмоций, теория установки, теория опережающего отражения, информационная теория эмоций и т.д. В такой обстановке любая новая теория не может не противоречить некоторым из существующих теорий. Поэтому наличие противоречий с некоторыми старыми теориями не может быть доводом против новой теории. В таких случаях надо обращать внимание главным образом на то, насколько эффективно и убедительно новая теория объясняет факты и вскрывает недостатки одностороннего подхода старых теорий.

Одной из теорий довольно общего характера является теория установок, разработанная Д.Н. Узнадзе и его последователями. Эта теория основывается на том, что большая часть или даже все психические явления во многом существенно зависят от предыдущей психической и физической деятельности, и рассматривает то, как задаются, устанавливаются и проявляются в психике те или иные способы, модусы или стили поведения. Поскольку во многих случаях такие эффекты нельзя объяснить условными рефлексами, разумным мышлением и другими психическими явлениями, считается, что существует особый психический механизм или психическое явление установки, и это психическое явление существует параллельно с другими психическими явлениями.

Но, если смотреть на психические явления не как на коллекцию независимых друг от друга вещей, а как на части психических механизмов, общая схема которых показана на рис. 3, то становится ясно, что все они имеют свойство установки или влияют на следующие за ними психические явления и процессы. Ясно и то, что свойствами установки обладают и физиологические (непсихические) факторы и процессы. Эффекты установки или свойство установки есть общее свойство психических и физиологических факторов и процессов и потому из наличия проявлений этого свойства нельзя делать вывод о том, что существуют особые психические явления – установки. В этом принципиальный порок теории установок.

Теория установок до сих пор держится и имеет сторонников, благодаря серьезной недоработке в общих представлениях о психических явлениях. Между условными рефлексами и разумным мышлением имеется, так сказать, зона неупорядоченности, к которой относятся эмоции, подсознательная обработка информации, мотивация, психика животных и т.п. Так почему бы не быть там еще и установкам? Тем более что они ведь тоже подсознательные. Однако, забегая вперед, скажем, что в результате пересмотра представлений о психических явлениях с выше изложенных позиций в дальнейших главах эта недоработка будет устранена и вся психика будет представлена в виде системы взаимоувязанных психический явлений. И в этой системе нет места для установок, понимаемых как особое психическое явление.

Нельзя сказать, что в работах сторонников теории установок нет ничего ценного, но все эти работы придется пересмотреть и вместо установок подставить понятия о других психических явлениях. Большинство психологов давно чувствуют недостатки теории установок и на деле обходят ее стороной.

Вместе с вполне отрицательным отношением к теории установок мы считаем, что предлагаемая нами система представлений определенным образом увязывается с теорией установок, потому что она позволяет ее понять и объяснить ее недостатки.

Примерно такого же рода увязка имеется и с представлениями П.К. Анохина об опережающем отражении. Это нелогичное представление, потому что нельзя иметь отражение-предмет до того, как пройдет процесс отражения. А в этом термине подразумевается, что отражение-предмет появляется раньше или как-то опережает свое образование. Однако введение такого представления не так уж удивительно в наше время, когда философы "ни мало сумняшися" пускают в оборот утверждения о том, что отражение есть "активное свойство" и "развивающееся свойство".

Человеческая психика связывается с прогнозированием и построением образов воображаемого будущего, которое будет получено в результате его действий. Человек строит в воображении образ будущего на основании своего опыта из элементов или образов прошлого иногда сочетая их в невиданных ранее комбинациях или преобразуя образы прошлого по определенным правилам. Строго говоря, отражения будущего не существуют, но люди используют более или менее преобразованные образы прошлого в качестве предполагаемых образов будущего или целей, к которым они стремятся в своей деятельности. Выполнив намеченную деятельность, люди обнаруживают, что получилось не совсем то, что они намечали, или даже вовсе не то. Отражение результатов всегда отличается от предполагавшегося ранее отражения будущего или опережающего отражение. При оценке результатов деятельности особенно ясно становится, что предполагавшийся ранее результат или образ не был отражением будущего или опережающим отражением, но был построен из прежних образов или отражений прошлого, более или менее преобразованных и скомбинированных друг с другом. П.К. Анохин увлекся образной словесной конструкцией "опережающее отражение" и даже возвел ее в ранг принципа, который реализуется не только в психике, но и во всем живом мире. Однако это очевидно результат однобокого подхода и преувеличения значения одной из сторон психических явлений в сочетании с недостаточно логичным творчеством новых терминов.

Таковы соотношения предлагаемой теории с основными психологическими теориями общего характера. Но есть еще много частных теорий, касающихся ограниченных конкретных классов и видов психических явлений. Соотношения с такими теориями будут даваться в дальнейшем по мере пересмотра и детализации представлений об отдельных конкретных психических явлениях в свете предлагаемой общей теории психических явлений.

В целом предлагаемая теория психических явлений, по нашему мнению, вполне удовлетворительно согласуется или увязывается с большинством психологических теорий и эмпирических представлений.


Кроме теоретических работ для широкого круга читателей не имеющих специального образования по психологии и философии написана и издана предлагаемая ниже книжка "Основы психологии в популярном изложении."

©2009. Сайт посвященный вопросам современной психологии
Создание сайта, Веб дизайн ИДС Технологии