Состояние современной психологии

Неудовлетворительное или даже кризисное состояние мировой психологии в начале 21 века объясняется нежеланием психологов признать, что люди применяют не одно, а два разных психических механизма или две компоненты мышления полняемые разными способами. Однако это давно замечено многими выдающимися людьми...

Внимание! Авторские права наших публикаций подтверждены. При любом копировании информации с сайта, ссылка на первоисточник ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Наши контакты:

тел: 978-72-79

e-mail: ids79@yandex.ru

Форма обратной связи

Карта сайта


Современная психология Основы психологии в популярном изложении § 7. Соотношения проявлений свойства отражения с психикой и кибернетикой

§ 7. Соотношения проявлений свойства отражения с психикой и кибернетикой

Поскольку в схемы проявления свойства отражения, приведенные на рис. 2 и 3, укладываются условные рефлексы и человеческое мышление, которые являются самыми простыми и самыми сложными психическими явлениями, то есть основания думать, что все вообще психические явления укладываются так или иначе в эти схемы и потому психология есть наука о проявлениях свойства отражения. Она, правда, не рассматривает подготовительную или упреждающую деятельность, указанную на рис. 3, и потому она несколько уже рефлектологии. Кроме того, в рефлектологии должен быть раздел, в котором рассматривается реализация действий, указанных на рис. 3, с помощью технических устройств и, в частности, электронных машин. Психология явно не включает в себя такой раздел.

Можно ли считать, что все психические явления следует включать в рефлектологию и рассматривать психологию как часть рефлектологии, или в числе психических явлений есть и такие, которые не следует включать в рефлектологию? Иначе говоря, вся ли психика направлена на подготовку упреждающей деятельности или в ней есть и такие явления, которые не имеют отношения к подготовке упреждающей деятельности? От решения этого вопроса зависит то, с каких позиций следует рассматривать все психические явления. При современном состоянии психологии это очень важно.

При решении этого вопроса надо учитывать так называемые побочные эффекты. Это эффекты, которые получаются в ходе развития или выполнения разных мероприятий, но такие эффекты, которые не являются целью или главным результатом. Например, процессы еды и пищеварения имеют главной целью питание организма. Но одновременно при этом получается эмоциональное удовольствие и нередко процесс еды выполняется только для удовольствия, даже во вред организму. Это побочный эффект. Основываясь на нем, можно сказать, что процесс еды выполняется для получения удовольствия. Но это вообще очевидно неправильно и тем более не значит, что процесс еды надо изучать в его основных свойствах и в его возникновении и эволюции как-то иначе, чем процесс имеющий основной целью питание. Точно так же нельзя говорить, что автомобильный транспорт существует для того, чтобы калечить людей и отравлять среду выхлопными газами, хотя определенные основания для таких утверждений есть. Это типичные побочные эффекты.

Аналогичные побочные эффекты должны иметь место и в таком сложном явлении, как психика. В ходе эволюции у животных и человека появилась способность в уме по памяти воспроизводить образы ранее виденных предметов, а потом и воображать их вид в других положениях и сочетаниях. Побочным эффектом такой способности является возможность воображать и то, чего никогда не было и даже вовсе не может быть. Основываясь на таком побочном эффекте, можно было бы сказать, что психика предназначена для воображения красивых образов, для переживания чувства прекрасного и получения удовольствия от воображаемых совершенно нереальных картин, и потому нельзя всю психику рассматривать только в плане подготовки упреждающей деятельности. Это очевидно неверно и такой побочный эффект не может быть доводом против того, чтобы рассматривать психическую деятельность, как направленную на подготовку упреждающей деятельности с применением в процессе подготовки воображаемых возможных вариантов положения вещей во внешнем мире в будущем. Психика возникла и усовершенствовалась в ходе эволюции, как инструмент для отражения и познания внешней реальности и подготовки упреждающей деятельности в условиях этой реальности, и потому ее свойства в основном и главном определяются именно этим, а не побочными эффектами, которые не определяют ее свойства в сколько-нибудь существенной мере.

Мы уверены, что все доводы против того, чтобы рассматривать психику, как в основном и определяющем направленную на подготовку упреждающей деятельности, основываются на побочных эффектах, и соответственно, всю психологию следует включать в рефлектологию. Проще выражаясь, психология есть наука о проявлениях свойства отражения и при этом необходимо помнить о самой тесной связи психических процессов с подготовительной физической или физиологической деятельностью и о том, что отдельные психические процессы и их комбинации могут моделироваться и заменяться работой электронных машин. В функциональном отношении психику можно определить, как то, что позволяет переходить от наличных ощущений и восприятий к упреждающей или подготовительной физической деятельности.

До сих пор психическое или психические процессы выделяются среди всех других явлений по их особому качеству – по тому, что они протекают невесомо и незримо в высшей нервной системе и не поддаются обнаружению физическими и химическими приборами и способами. Выше изложенное позволяет подойти к психическим явлениям с другой стороны – со стороны их общего смысла, цели, назначения и роли в природе и жизни животных. Такой взгляд на всю психику в целом требует пересмотра и переоценки почти всех представлений об отдельных психических процессах и явлениях. Ниже это будет сделано и в результате такого пересмотра будет выявлено много новых деталей, сторон и отношений и будет показано, что многое надо понимать существенно иначе, чем это представлялось до сих пор.

Кибернетику можно определить как науку о проявлениях свойства отражения на иной материальной основе с помощью электронных машин, а не с помощью высшей нервной системы. При этом надо отметить, что она, как и психология, не рассматривает упреждающую или подготовительную физическую деятельность, которая определяется кибернетическими устройствами, и еще то, что в ней отсутствует один совершенно необходимый элемент, обозначенный на рис. 3 как фактор заинтересованности. Материальная основа электронных машин в принципе не может иметь заинтересованности и не может интересоваться каким-нибудь удаленным конкретным предметом, а потому не может и выделять в воздействиях В на А то, что есть опосредованное воздействие какого-нибудь конкретного С. Поэтому В не может быть информацией и свойство отражения не может проявиться. Однако заинтересованность кибернетическим машинам всегда задается людьми или от психики людей в виде указаний на то, что и как надо использовать в качестве входной информации, и на то, какую деятельность надо подготавливать во всех конкретных случаях. Такие указания люди закладывают в конструкцию кибернетических машин или в программы их работы и только после этого кибернетическая машина может работать так, что в ее работе будет проявляться свойство отражения. Работа кибернетических машин всегда сочетается или комбинируется с человеческой психикой и применяется она в тех случаях, когда люди хотят переложить часть своей психической работы на плечи кибернетических машин, когда машины могут делать эту работу быстрее или лучше, чем люди. Поэтому кибернетические явления не могли появиться в ходе развития материи до тех пор, пока развитие психики не достигло человеческого уровня и пока люди не научились заменять работу своей нервной системы работой технических устройств.

Кибернетику часто рассматривают как совокупность трех частей: теории информации, теории управления и теории систем. В таком представлении просто перечисляются существенные моменты кибернетических явлений и даже при отсутствии точного понимания терминов "информация" и "управление". Определение Н. Виннера – "информация это не материя" не вскрывает сущности информации, а только указывает на оригинальность проявлений информации. Н. Виннер не имел представления о свойстве отражения или закономерной связанности, присущем всей материи или всем материальным предметам и процессам, и потому он определил информацию как нечто не связанное с известными ему свойствами материи или нематериальное. Введение представления о свойстве отражения, естественно, приводит к необходимости пересмотреть такое определение и предложить положительное определение – информация есть материя, проявляющая свойство отражения. Такое определение раскрывает сущность, а не только извне ограничивает определяемое понятие и позволяет пояснить феномен информации с помощью схем, приведенных на рис. 2 и 3.

Большая не определенность есть и в понимании термина "управление". Надо выделять среди всех воздействий те, которые являются управлением, и не путать управление с более простыми случаями, когда имеет место только простое воздействие. Большинство авторов, пишущих об управлении, обходит эту проблему стороной. Предлагаемая система представлений о свойстве отражения и его проявлениях позволяет среди всех воздействий выделить те, которые совершаются в связи с идеальными представлениями и являются подготовительными или упреждающими. Управление можно определить как подготовительное воздействие, выполняемое или инициируемое идеальными представлениями. При этом, однако, управление будет приниматься несколько шире того, как оно обычно понимается на практике. Можно выделить и еще более узкий класс воздействий, которые осуществляются для определенных осознаваемых целей, и отбросить те, которые выполняются под действием неосознаваемых психических явлений вроде условных рефлексов. Такое определение ближе соответствует обычному пониманию термина "управление", но при этом оно жестко связывается с человеческой психической деятельностью и становится неудобным для применения в кибернетике вне связи с психикой. Часто кибернетика определяется как наука об информационных процессах и управлении в живой и неживой природе. В соответствие с предлагаемой системой представлений следует исключить информационные процессы и управление в неживой природе и признать необходимость взаимодействия кибернетических устройств с человеческой психикой для того, чтобы проявлялось свойство отражения или функционировала информация. Тогда под управлением можно понимать только воздействия, предпринимаемые с осознаваемой целью. Такое понимание достаточно четко и рационально.

Относительно теории систем, иногда рассматриваемой как часть кибернетики, надо сказать, что это типичная наука математического характера, т.к. она отвлекается от природы и сущности реальных объектов и рассматривает только общую формальную сторону многих совершенно разных по природе объектов. Как дифференциальное исчисление описывает движение многих объектов самой разной природы, так и теория систем рассматривает процессы, происходящие в системах взаимосвязанных объектов самой разной природы, но определенным образом организованных или связанных друг с другом и определенным образом воздействующих друг на друга. Такое рассмотрение целесообразно и для описания волновых процессов в дискретных средах, и для описания психических процессов в группах людей или животных и т.п. Нельзя даже сказать, что теория систем появилась вместе с кибернетикой. Она была известна и ранее. Но раньше она мало применялась и, соответственно, разрабатывалась слабо. Психология и кибернетика, рассматривающие объекты сложной структуры и явления, возникающие при сложных взаимодействиях, создали широкое поле для применения теории систем и обусловили необходимость ее широкого применения. В связи с этим теория систем была развита настолько радикально, что создалось впечатление, будто она только в это время и возникла. Но все дисциплины математического цикла развивались примерно так же. Таким образом, нет веских оснований для того, чтобы считать теорию систем составной частью только кибернетики. Она есть тот раздел математики в широком смысле слова, который особенно необходим для описания явлений в кибернетике и психологии.

Определение сущности кибернетики как части рефлектологии не противоречит по существу предлагавшимся ранее определениям. Оно является результатом или следствием нового понимания сущности информации, которое позволяет уточнить общие представления о кибернетических явлениях и почти ничего не меняет в практике или технической кибернетике.


Кроме теоретических работ для широкого круга читателей не имеющих специального образования по психологии и философии написана и издана предлагаемая ниже книжка "Основы психологии в популярном изложении."

©2009. Сайт посвященный вопросам современной психологии
Создание сайта, Веб дизайн ИДС Технологии