Состояние современной психологии

Неудовлетворительное или даже кризисное состояние мировой психологии в начале 21 века объясняется нежеланием психологов признать, что люди применяют не одно, а два разных психических механизма или две компоненты мышления полняемые разными способами. Однако это давно замечено многими выдающимися людьми...

Внимание! Авторские права наших публикаций подтверждены. При любом копировании информации с сайта, ссылка на первоисточник ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Наши контакты:

тел: 978-72-79

e-mail: ids79@yandex.ru

Форма обратной связи

Карта сайта


Об искусстве

Интересные и существенные возможности открывает разделение мышления на две компоненты в области объяснения искусства и его свойств. Поскольку люди широко пользуются эмоциональным мышлением им необходимо сообщать, внушать или передавать друг другу эмоции. Передача сородичам эмоциональной информации имеется у высших животных. "Язык животных" служит для передачи именно эмоциональной информации. Людям тоже необходимо передавать друг другу не только разумную информацию, но и эмоции или эмоциональные оценки, или даже, можно сказать, эмоциональное знание о вещах и явлениях в окружающем мире. Поэтому люди не только пользуются усвоенными врождённым путём приёмами передачи эмоциональной информации весьма похожими на то, как это делают животные, но ещё развили специальную область сознательной деятельности, которая занимается разумно создаваемыми средствами, приёмами и предметами для передачи или внушения эмоций или эмоциональной информации. Эта область называется искусством. Все произведения искусства обязательно имеют существенную составляющую эмоционального воздействия, которая создаётся сознательно и преднамеренно. Вообще все сообщения воспринимаются с участием эмоционального аппарата даже и в тех случаях, когда сообщения делаются без желания передать или внушить эмоцию с намерением передать только разумную информацию в понятиях без какой-либо эмоциональной окраски. Доказательство теоремы может восприниматься как изящное или красивое и технический чертёж может быть красивым. Но такие случаи к искусству не относятся, так как эмоциональный эффект не является преднамеренным и не играет существенной роли. Такое понимание искусства очень близко к пониманию искусства Л.Н.Толстым. [ 7 ] Он делил искусство на полезное, которое помогает людям ведущим нормальную трудовую жизнь (познание мира в эмоциональном плане), на нейтральное, служащее для приведения людей в какое-либо состояние (техническая роль искусства) и вредное, служащее для бездельного, развратного и паразитического времяпрепровождения. Многие свойства искусства определяются свойствами эмоционального мышления. Самым интересным является то, что в искусстве, как и в эмоциональном мышлении, не отражается время. Время нельзя определить сколько-нибудь обоснованно какой-нибудь эмоцией так же, как понятия треугольник, шар, куб, два, три, четыре и т.д. Поэтому произведения искусства имеют свойство называемое эффектом непосредственного присутствия. Оно заключается в том, что в произведениях искусства всё воспринимается как присутствующее здесь и сейчас перед зрителем или слушателем. Если мы смотрим на картину "Иван Грозный и его сын Иван", мы чувствуем так, как будто Иван Грозный убил своего сына несколько секунд назад, а не сотни лет назад. Слушая полонез "Прощание с родиной" мы грустим так, как будто это мы сейчас прощаемся с родиной. Время в произведениях искусства не отражается никак.

Нередко можно слышать выражения вроде "Вот было прекрасное время!" и "Разве я не могу сожалеть о потерянном времени?". Но это всё только удобные словесные конструкции. А эмоциональные оценки в них относятся не к времени, а к поступкам и событиям, которые были в то время. Прошедший месяц может быть прекрасным для того, кто отдыхал в Сочи, и ужасным для того, у кого болел ребёнок. Однако же ясно, что эмоциональные оценки в таких случаях относятся не к времени, которое для всех одно и то же, но к событиям происходившим в то время. Ни в эмоциональном плане, ни в искусстве не существуют "до" и "после", "причина" и "следствие" и потому в эмоциональном мышлении, которое присуще не только людям, но и высшим животным, невозможно познание причинно-следственных отношений.

Эмоциональная оценка или эмоциональное воздействие создаётся не одинаково всеми чертами и свойствами воздействующего предмета или явления. В одних случаях определяющей является форма, в других – цвет, в третьих – отдельные детали или части, в четвёртых – положение, сопутствующие предметы и характер движения и т.п. Поэтому в произведениях искусства вовсе не обязательно точно воспроизводить предметы и явления. Важно передать те черты и свойства, которые внушают желаемую эмоцию. Допустимо и даже может быть целесообразно искажать размеры и соотношения частей и допускать всякое неправдоподобие и нереальные вымыслы, а также комбинировать воздействия зрительные, слуховые, обонятельные и тактильные. Выбор средств – дело умения, знаний и интуиции художника, композитора, писателя, поэта, скульптора, архитектора, оформителя интерьеров, создателя рекламы и т.д. Такие свойства искусства определяются именно свойствами эмоционального мышления и легко и просто объясняются теорией признающей мышление не единым, но двухкомпонентным.


Кроме теоретических работ для широкого круга читателей не имеющих специального образования по психологии и философии написана и издана предлагаемая ниже книжка "Основы психологии в популярном изложении."

©2009. Сайт посвященный вопросам современной психологии
Создание сайта, Веб дизайн ИДС Технологии