Состояние современной психологии

Неудовлетворительное или даже кризисное состояние мировой психологии в начале 21 века объясняется нежеланием психологов признать, что люди применяют не одно, а два разных психических механизма или две компоненты мышления полняемые разными способами. Однако это давно замечено многими выдающимися людьми...

Внимание! Авторские права наших публикаций подтверждены. При любом копировании информации с сайта, ссылка на первоисточник ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Наши контакты:

тел: 978-72-79

e-mail: ids79@yandex.ru

Форма обратной связи

Карта сайта


Об эволюции психики

Разделение мышления на две компоненты приводит и к более детальному пониманию эволюции психики и открывает возможность наметить перспективы развития психики людей. Психика возникла с появлением условных рефлексов. Потом появились эмоциональные рефлексы и возникло эмоциональное мышление оперирующее с помощью эмоций -- воспоминаний о переживаниях состояния организма. Эмоциональное мышление было развито до полного использования его принципиальных возможностей высшими животными и обезьяноподобными предками людей. Затем в нервной системе стали появляться некие нейродинамические пустышки, которыми можно оперировать и произвольно устанавливать между ними связи и взаимозависимости и приписывать им произвольные значения или смыслы превращая пустышки в понятия. Таким образом возникла возможность создавать системы взаимосвязанных и взаимозависимых понятий отображающих внешнюю действительность, иначе говоря, системы практического и научного знания, на основе которых появилась возможность предвидеть будущее и строить проекты подготовительной или упреждающей деятельности. Реализация такой возможности представляет собой разумное мышление. Произвольность использования понятий создала возможность отражать не только существующие во внешней действительности предметы и явления, но и такие, которых во внешней действительности нет и не может быть, и такие, которые отражают самые общие зависимости и закономерности, которые не видны за внешней видимостью предметов и явлений. Появились абстрактные понятия вроде дерево вообще, человек вообще, животное вообще и т.п., которые не могут быть достаточно обоснованно оценены какой-нибудь эмоцией, и потому не могут использоваться в эмоциональном мышлении. Понятия синий, красный и цвет вообще и понятия ходить и лежать также не могут использоваться в эмоциональном мышлении потому, что их нельзя связать с какой-нибудь определённой эмоцией. Таким образом с появлением разумного мышления использующего понятия возможности познания расширились почти беспредельно потому, что по-видимому не существует ничего такого, что нельзя обозначить каким-нибудь понятием и включить в подходящую систему понятий. Системы понятий строились и подбирались так, чтобы обеспечивать развивавшуюся вместе с ними подготовительную деятельность. Системы понятий и трудовая подготовительная деятельность являются взаимосвязанными сторонами одного общего процесса – эволюционного роста и развития производства материальных благ. Этот процесс продолжается и теперь и на, так сказать, его переднем фронте явно виден процесс подбора систем понятий и пока существуют разные альтернативные варианты иногда взаимно исключающие друг друга. Особенно сильно это проявляется в гуманитарных науках, в социологии и в политике. Не редко это приводит к большим недоразумениям и затруднениям в понимании друг друга.

Поначалу использовались только отдельные соображения разумного мышления вроде того, как сделать ловушку для зверя или птицы, как сплести сетку для ловли рыбы и т.п. После того, как кто-то один сделал это многие его соплеменники осваивали его изобретение путём подражания вроде того, как синички в Англии научились откупоривать бутылки с молочными продуктами оставляемые у калиток деревенских домов разносчиками или как японские макаки научаются отмывать пищу от песка и размачивать её перед употреблением. Тогда разумно мыслили только отдельные индивиды, а подавляющее большинство их соплеменников только пользовались их достижениями и совсем не мыслили разумно. Надо сказать, что это продолжается и до сих пор. И теперь отдельные люди почти совсем не мыслят разумно и руководствуются главным образом эмоциональным мышлением. Но постепенно количество случаев применения разумного мышления увеличивалось и стало заметно то, что разумное мышление часто приводит к результатам противоречащим эмоциональным побуждениям. После сытного обеда хочется поспать, а разум предписывает заняться изготовлением охотничьих орудий или постройкой шалаша и т.п. Пока случаи применения разумного мышления были редки подобные противоречия разрешались довольно легко и были мало заметны. Но с увеличением количества случаев применения разумного мышления такие противоречия стали постоянным систематическим явлением и кончился "золотой век человечества". В душах людей поселились сомнение и борьба между тем, что хочется, и тем, что надо. Эмоциональное мышление даётся человеку почти без труда, почти само собой незаметно почти без тренировки и обучения, врождённым путём.


Кроме теоретических работ для широкого круга читателей не имеющих специального образования по психологии и философии написана и издана предлагаемая ниже книжка "Основы психологии в популярном изложении."

©2009. Сайт посвященный вопросам современной психологии
Создание сайта, Веб дизайн ИДС Технологии