Состояние современной психологии

Неудовлетворительное или даже кризисное состояние мировой психологии в начале 21 века объясняется нежеланием психологов признать, что люди применяют не одно, а два разных психических механизма или две компоненты мышления полняемые разными способами. Однако это давно замечено многими выдающимися людьми...

Внимание! Авторские права наших публикаций подтверждены. При любом копировании информации с сайта, ссылка на первоисточник ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Наши контакты:

тел: 978-72-79

e-mail: ids79@yandex.ru

Форма обратной связи

Карта сайта

Современная психология Теория философии О сущности психики и эмоционльного мышлении, психология мышления

О сущности психики и эмоционльного мышлении, психология мышления

Известно и то, что чувства (эмоции) имеются в составе психики высших животных в весьма совершенном виде, и "слова" или сигналы языка животных передают или означают именно эмоции, но не понятия. Использование понятий в сколько-нибудь развитом виде у них отсутствует, хотя нередко говорят о случаях разумного поведения животных. Но это обычно случаи когда чувства не противоречили бы разуму если бы животные могли мыслить разумно, как человек. Иначе говоря, животные могут поступать по внешней видимости разумно и целесообразно и при отсутствии разума или разумного осознаваемого мышления с применением понятий. Эмоциональный психический механизм есть и у высших животных и у людей, но разумное мышление присуще только людям. Это тоже довод в пользу того, что психические механизмы эмоций и разума различны.

Внешними наблюдаемыми проявлениями свидетельствующими о наличии эмоционального психического механизма являются проявления чувств (эмоций). Эти механизмы у людей и у животных в основных чертах (гнев, радость, тоска и т.п.) имеют много общего и потому люди в плане чувств во многом понимают животных и животные понимают людей. Множество существенно разных возможных эмоций (чувств) вообще значительно меньше множества разных понятий употребляемых людьми в разумном мышлении. Но все чувства (эмоции) варьируются по интенсивности и по качеству и могут плавно переходить одно в другое образуя бесчисленное количество оттенков и комбинаций. В геометрической интерпретации они образуют непрерывную область пространства, в которой возможны все значения и удаление конкретного значения от нуля или начала координат характеризует интенсивность чувства, а направление от начала координат к данной точке характиризует качество эмоции. Есть теории в которых считается, что существуют три основные базовые эмоции, а все остальные представляют собой смеси базовых эмоций в разных пропорциях. При таком понимании геометрическая интерпретация будет трёхмерным пространством ограниченным поврхностью максимальных возможных значений. Но вообще адекватность геометрического n – мерного пространства для представления всего возможного количества вариантов эмоций ограничена и ею не следует увлекаться. Она только даёт удобное представление о некоторых свойствах эмоций. Отдельные области такого пространства в разумном мышлении имеют разные названия, но границы между ними определяются не чётко и количество таких областей довольно ограничено, хотя количество всех возможных вариантов эмоций бесконечно и нередко приходится употреблять пояснения – "сильнее", "слабее", "с оттенком" и т.п. Это похоже на аналоговую вычислительную технику. Работа же разумного психического механизма напоминает цифровую вычислительную технику. Единицы разумного – понятия дискретны и не имеют такой характеристики как интенсивность, а также не могут плавно переходить одно в другое. Набор возможных понятий гораздо больше набора практически различимых разных эмоций. Кроме того набор понятий всё время пополняется новыми понятиями и нет ограничений для его расширения. Поэтому психические механизмы эмоций (чувств) и разума и их работа должны существенно отличаться друг от друга. Это является третьим доводом в пользу того, что человеческое мышление не едино. В целом оно является смесью или конгломератом деталей или фрагментов работы двух различных психических механизмов.

Четвёртый довод в пользу того, что человеческое мышление состоит из двух компонент разного качества связан с определением сущности психического. Сущность психики надо определять опираясь не на отдельные стороны этого сложного явления, а на общий смысл или генеральную задачу этого явления. Поэтому лучше всего исходить из тезиса о том, что психика появилась в ходе эволюции животных как средство для увеличения способности к выживанию или, что тоже самое, как приспособление к природной среде.

Приняв этот тезис мы сразу встречаемся с вопросом о том, как вообще могло происходить приспособление к среде. Таких возможностей существует только две. Во-первых это могло получаться путём физиологических изменений в ходе естественного отбора. Во-вторых это могло получаться если животные предвидели ход событий во внешней среде и заранее готовились к жизненно важным событиям так, чтобы обеспечить благоприятные результаты этих событий. В первом случае сами животные ничего не делают. Они только являются пассивным материалом для отбора. А во втором случае они должны опытным путём выявлять закономерные связи между событиями во внешней среде, чтобы потом на основе восприятий сигнальных событий предвидеть жизненно важные события и готовиться к ним заблаговременно. Это гораздо сложнее потому, что надо постоянно запоминать ход событий и анализировать его сопоставляя с тем, что было прежде, чтобы выделять такие события, которые закономерно предшествуют жизненно важным событиям и потому могут использоваться для предвидения жизненно важных событий. Такую деятельность описал И.П.Павлов в виде условных рефлексов и назвал её высшей нервной деятельностью. Очевидно усовершенствование физиологии животных путём естественного отбора не следует связывать с психикой, а работу психического механизма обеспечивающего условные рефлексы надо считать прстейшими случаями проявления психики. Большинство психологов согласны с тем, что условные рефлексы являются простейшей формой психики.

Самой сложной формой психики безусловно является психика людей и именно человеческое разумное осознаваемое мышление, которое осуществляется с помощью понятий соединяемых в суждения по правилам логики. Оно осознаваемо и подконтрольно воле человека. Но с помощью разумного мышления люди осуществляют то же предвидение будущих событий и готовятся к нему обеспечивая себе благоприятный ход событий в будущем. Предвидение и подготовка к будущим событиям у людей гораздо более сложны и многообразны, чем у животных и гораздо более эффективны. Но в общем это всё те же предвидение и подготовительная или упреждающая деятельность. Приняв за простейший вид психики условные рефлексы и за самый сложный человеческое разумное мышление, всю психику в целом можно в функциональном отношении определить как то, что позволяет на основе знаний о внешнем мире предвидеть будущие жизненно важные события, проектировать подготовительную или упреждающую деятельность и руководить такой деятельностью так, чтобы получить благоприятные последствия будущих событий. Такое определение не противоречит большинству ранее предлагавшихся определений. Определение психики как отражения внешнего мира является стороной или частью предлагаемого определения потому, что никакая подготовительная деятельность невозможна без учёта или отражения положения вещей во внешнем мире. Предлагаемое определение отличается тем, что оно претендует на охват всех сторон, деталей и случаев проявлений психики.

О содержательной стороне психики можно сказать, что она состоит из работы психических механизмов условных рефлексов, из разумного мышления и из ещё чего-то такого, что позволяет решать основную задачу психики – осуществлять предвидение, подготовку и упреждающую деятельность, не используя условные рефлексы и разумное мышление. Вообще предвидение можно осуществлять только тремя способами : на основе знания связей во времени, на основе аналогий или сходства по качествам и на основе учёта причинно-следственных связей между вещами и явлениями в природе. Первый способ используется при работе механизма условных рефлексов, а третий -- разумным мышлением. Остаётся выяснить, существует ли ещё один психический механизм позволяющий решать основную задачу психики на основе сравнений по качествам без изучения причинно-следственных связей. Такой способ существует и реализуется он с помощью эмоций. Эти теоретические соображения составляют четвёртый довод в пользу того, что необходимо в составе всей психики выделять особый психический ме6ханизм реализующийся с помощью эмоций. Вообще в разумном мышлении иногда используются все три способа предвидения. Но первый и второй (условные рефлексы и с помощью эмоций) не требуют изучения причинно-следственных связей и потому могут осуществляться с помощью относительно простых психических механизмов. Поэтому в плане эволюции психики они должны были быть использованы до появления разумного мышления, а после его появления использоваться только как менее надёжные и достоверные способы пригодные в тех случаях, когда пока неизвестны необходимые причинно-следственные связи или нет времени на относительно долгое разумное мышление.

Работа психического механизма использующего сравнения по качествам состоит в следующем. На основе жизненного опыта выясняется, что встречи с определёнными предметами и событиями приводят к определённым переживаниям состояния организма. В дальнейшем все такие же и похожие на них предметы и события оцениваются такими же переживаниями состояния организма. Переживания состояния организма используемые таким образом и не соответствующие состоянию организма в данный момент следует называть эмоциями. ( Оценочная роль эмоций.) Происходит то же самое, что при выработке условных рефлексов с тем отличием, что результатом является не срабатывание условного рефлекса, а появление эмоции доступной интроспективному наблюдению человека и осознаванию. Затем эмоция переживается в течение некоторого времени, которое может составлять от нескольких минут или даже секунд до нескольких лет. Пережива ние эмоции может прерываться на некоторое время другими более актуальными переживаниями и затем восстанавливаться по памяти и продолжаться. И во всё время своего существования она может быть непосредственной психической причиной одного или нескольких поступков или даже определённой линии поведения. (мотивационная роль эмоций). Когда мы приближаемся к тому, что красиво, привлекательно, приятно пахнет, любопытно и т.п., или удаляемся от того, что противно, страшно, отвратительно, плохо пахнет и т.п., то мы подобными действиями совершенно определённо подготавливаем себе более благоприятный ход событий в будущем. Такая направленность этого психического механизма является несомненной, хотя она не всегда даёт положительный результат. Смысл работы эмоционального психического механизма соответствует функциональному определению психики и можно утверждать, что в отношении содержания психика в целом состоит из проявлений работы трёх разных психических механизмов – условных рефлексов, эмоций и разумного мышления, которые работают то поодиночке, то в разных комбинациях друг с другом. Поскольку каждый из этих механизмов решает основную задачу психики с начала и до конца определённым особым образом, то их удобно называть полными психическими механизмами и отличать от таких частичных механизмов как память, воля, ощущения, восприятия, воображение и т.п., из которых составляются полные психические механизмы.

Представление о втором полном психическом механизме, который осуществляется с помощью эмоций, является новым, хотя в нём по существу не содержится никаких новых феноменов и только акцентируется связь эмоций с общей задачей психики и сходство его свойств с условными рефлексами. В этом новом представлении подчёркивается то, что эмоции часто являются непосредственными психическими причинами действий и поведения, в то время как ранее несколько неопределённо говорилось о роли эмоций в мотивации поведения. Но в этом вряд ли можно сомневаться и считать это чем-то существенно новым. Тем не менее за счёт такого смещения акцентов получается существенный эвристический эффект.

Не редко в воображении человека произвольно и непроизвольно воспроизводятся картины и образы прошлого. При этом они могут случайно или произвольно сочетаться друг с другом и изменять эмоциональные оценки друг друга. Иногда такие процессы происходят внутри нервной системы без внешних двигательных проявлений. Результаты таких процессов в последствии влияют на поступки мотивируемые эмоциями. Поэтому такие процессы следует называть эмоциональным мышлением, которое как и разумное осознаваемое мышление начинается с ощущений, восприятий и воображаемых образов, происходит внутри нервной системы иногда без внешних проявлений и в дальнейшем мотивирует деятельность так же, как разумное мышление. Эмоциональное мышление используется людьми и сознательным образом. Модельеры одежды, дизайнеры, архитекторы и т.п. произвольным образом воображают себе разные варианты и комбинации образов создавая исходные условия для подсознательно включающегося и подсознательно совершающегося эмоционального мышления. Потом они осознают результаты своего эмоционального мышления и выражают их специфическими терминами : «идёт», «не идёт», «смотрится», «не смотрится», «стильно», «круто» и т.п. Такие оценки в форме разумных понятий отражают именно эмоциональную сторону дела и зависят главным образом от опыта и настроения оценивающего эксперта или знатока в данной области. А разумное объяснение обычно не требуется или выполняется с неубедительными натяжками. Поэтому вполне уместно употреблять понятия «эмоциональное мышление» и «эмоциональные рефлексы».

Однако термин «эмоциональное мышление» применялся раньше для обозначения таких случаев, когда эмоции сильно влияют на мышление, но не для обозначения особого психического механизма. Но предлагаемое понимание этого термина является более логичным, строгим и адекватным.

Косвенным доводом в пользу необходимости разделять мышление на две компоненты является то, что некоторые философы специалисты по теории отражения различают два вида или уровня отражения – непосредственное или чувственное и образное отражение и отражение абстрактно-теоретическое или научное. Кроме того можно сказать, что различие между эмоциональным и разумным психическими механизмами настолько фундаментально, что оно отразилось даже в религии, где божественные предписания (разумное) противоречат корыстным и плотским побуждениям. Это нельзя рассматривать как прямые указания на необходимость разделения мышления на две компоненты, но такое разделение позволяет понимать эти вещи как естественные и необходимые.

Кроме выше приведенных доводов в пользу необходимости разделения мышления на две компоненты следует показать преимущества и эвристические возможности прелагаемого подхода к психическим явлениям.


Кроме теоретических работ для широкого круга читателей не имеющих специального образования по психологии и философии написана и издана предлагаемая ниже книжка "Основы психологии в популярном изложении."

©2009. Сайт посвященный вопросам современной психологии
Создание сайта, Веб дизайн ИДС Технологии