Состояние современной психологии

Неудовлетворительное или даже кризисное состояние мировой психологии в начале 21 века объясняется нежеланием психологов признать, что люди применяют не одно, а два разных психических механизма или две компоненты мышления полняемые разными способами. Однако это давно замечено многими выдающимися людьми...

Внимание! Авторские права наших публикаций подтверждены. При любом копировании информации с сайта, ссылка на первоисточник ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Наши контакты:

тел: 978-72-79

e-mail: ids79@yandex.ru

Форма обратной связи

Карта сайта

Современная психология Основы психологии в популярном изложении § 6. Развитие разумного мышления и современные формы противоречий между разумом и чувствами

§ 6. Развитие разумного мышления и современные формы противоречий между разумом и чувствами

По мере развития производительных сил, культуры и цивилизации и в связи с научно-технической революции условия проявления психических феноменов значительно изменились. Разумное знание развилось, углубилось и из отдельных случаев или эпизодов превратилось в систему взаимосвязанных знаний, правил и стандартов мышления и соответствующего поведения, которые охватывали многие области деятельности и психической жизни. Вследствие этого случаи противоречий между разумом и эмоциями участились и во многих областях жизни стали систематическими.

В производстве, в хозяйственной жизни, в науке и в общественных отношениях нельзя давать волю эмоциям, необходимо соблюдать разумные нормы. В этих областях жизни приходится почти нацело отказываться от следования эмоциональным побуждениям и поступать согласно предписываемым правилам и общественному порядку.

Надо сказать, что разумное поначалу часто выглядело весьма непривлекательно и с теперешних позиций было неправильным. Например, рабам разумно было в большинстве случаев подчиняться и оставаться рабами, а девушкам разумно было выходить замуж за богатых и родовитых женихов. Теперь мы знаем, что разумность таких поступков весьма сомнительна. Но тогда жизнь была иная и разумность была более простоватой и грубой. Тем не менее, и тогдашня разумность по своей природе была все же разумностью и потому полноценно противостояла чувствам или эмоциональным побуждениям.

Но оставались и такие области жизни, где чувства играли преобладающую роль – сексуальные отношения, отношения между родителями и детьми, праздники, наряды, вкусная пища, дружба, героические и патриотические поступки, в которых проявлялись нравственные чувства.

Вследствие довольно четкого разграничения областей жизнедеятельности по отношению к возможности проявления чувств человечество пошло по пути более легкого частичного решения проблемы противоречий между разумом и чувствами. Люди просто стали выделять те области жизнедеятельности, где необходимо подчиняться разуму – науку, деловую жизнь и производственную деятельность – и в этих областях стали вести себя разумно. Соответственно такому решению стали разделяться и противопоставляться, так сказать, два разных мира в психической жизни людей – мир разума, трудовой и хозяйственной деятельности и хитрой сообразительности и мир чувств (сердца и души) – любви, совести, гордости, сострадания, ненависти и т.п. Такое решение проблемы не было разумным актом, но сложилось в практической жизни примерно одинаково у всех народов.

В общежитии для успешного взаимодействия людей необходимо соблюдать некоторые разумные нормы. Поэтому для обучения и воспитания детей были выработаны минимально необходимые наборы конкретных правил разумного поведения в типовых ситуациях. Детей заставляют осваивать эти правила, а за пределами этих правил в нетиповых ситуациях проблема противоречий между разумом и чувственными побуждениями была оставлена на личное усмотрение и произвол.

Нравственность, безусловно, относится к миру чувств и потому мир разума стал считаться в существенной мере безнравственным. Такое частично осознаваемое понимание вещей осложнило обстановку и создало трудности для решения проблемы противоречий между разумом и чувствами. Таким образом, проблема противоречий между разумом и чувствами предстала перед общественным сознанием в искаженной форме и на многие века сделала жизни людей в существенной мере трагичными, вследствие необходимости в реальной жизни постоянно переходить от свободного проявления чувств в одних областях жизни к жесткому подавлению чувств в других областях и обратно. Кончился "Золотой век" человечества, когда люди были просты и искренни и в дружбе, и в ненависти, когда над ними не висел дамоклов меч меркантильных соображений и общественных требований. И стали люди проклинать "золотого тельца" и мечтать о свободе, как Байрон и пушкинский Алеко. Но мечты мечтами, а практическая жизнь сама по себе. Она, как говорится, не родная мама и от нее никуда не денешься. Можно молиться, мечтать, на время уходить от практической жизни в искусство…, но радикально избавиться от ее требований невозможно. Приходится грешить и каяться, и опять грешить и потом замаливать грехи и мечтать о рае.

Еще более сильное влияние на психическую жизнь оказало глубокое разделение труда и связанный с ним свободный товарообмен (свободный рынок), а также разделение на хозяев производства и наемных работников. Вследствие разделения труда и специализации работников на отдельных операциях психические явления тоже стали разделяться. Одни люди стали реализовывать психику, связанную с задумыванием и планированием, другие – главным образом то, что связывается непосредственно с трудовыми операциями, а третьи – то, что связывается с потреблением результатов труда. Таким образом, прогресс производства и разделение труда привели к дезинтеграции психики.

Разделение труда в его простых формах – явление вполне естественное и необходимое. В пределах семьи, племени и небольшого поселения разделение труда практиковалось уже на заре истории человечества и ничего плохого от этого не было. Но с появлением крупных городов, государств рабовладельческого и феодального типов и более или менее свободных рынков условия настолько изменились, что они стали существенно влиять на человеческую психику. Особенно сильно это влияние стало сказываться с развитием капиталистического способа организации производства и широкого рыночного обмена. Целостный умственный и физический труд распался на труд управленческий, труд контролеров и проверяющих, физический труд с упрощенным психическим сопровождением без функций планирования и контроля и т.д. Появились специальные люди, непосредственно не участвующие в производстве, но обеспечивающие необходимые условия – сторожа, вахтеры, дежурные электрики, бухгалтеры, кассиры и т.п. их труд совершенно особый. Он почти не планируется самими работниками и его качество и количество оценить трудно. Качество их труда почти не связывается с заработной платой или эти связи сложны и обусловлены многими обстоятельства. Работа чиновников и работников искусства такова, что ее связь с зарплатой плохо ощущается и во многих случаях зарплата больше зависит от всяких побочных обстоятельств (мнение начальства, мода, социальная обстановка и т.п.), чем от количества и качества труда. Связь труда с потреблением стала далеко не очевидной. Результат труда – деньги и между ними и потреблением еще рынок, налоги, финансирование социальной стороны жизни и т.п. Не то чтобы работающий человек уже совсем не мог представить себе привлекательность потребления, но связь эта осложнилась и частично разрушилась.

Особенно важны связи труда с потреблением. В условиях свободного труда человек все время представляет себе его результаты и их потребительную ценность и, что особенно важно, эмоциональную привлекательность потребления результатов труда. Это эмоциональная привлекательность противопоставляется эмоциональным побуждениям уклониться от труда. И очень часто она побеждает эти побуждения и тогда человек работает легко и естественно поддаваясь эмоциональной привлекательности потребления результатов труда. В новых условиях, вследствие отрыва труда от потребления, и связанных с потреблением эмоций, преодолевать трудности в работе и проявлять настойчивость и терпение стало труднее, и потому труд потерял свою естественную привлекательность и стал во многих случаях скучным, неприятным и даже психически мучительным, стал представляться необходимой жертвой практической жизни или жестокой реальности. А поскольку практическая жизнь дает немало примеров того, что отдельным людям удается избегать этой неприятной необходимости, то весьма естественно, что мышление многих людей стало направляться на поиски путей и способов избавиться от труда и получать деньги не работая. Эта естественная в своем возникновении тенденция нанесла огромный вред нравственности и существенно затруднила решение проблемы противоречий между разумом и чувствами.

В новой обстановке появились представления о том, что физический труд тяжел и неприятен или даже мучителен, что он вовсе не является необходимым, что все определяется деньгами, что любые деньги хороши (деньги не пахнут), что нет связи между количеством и качеством труда и денежным вознаграждением за него, что за любой труд или услугу можно брать столько денег, сколько удастся в зависимости от обстоятельств, что хорошо все, за что можно получить деньги и т.п. Подобные представления, сложившиеся на основе практики капиталистического хозяйства и свободного рынка, во многом существенно противоречат традиционной общечеловеческой нравственности. Поэтому капитализм является во многом или в существенной мере врагом нравственности и свободы наемных трудящихся. В капиталистических странах вследствие этого всегда имеет место психический дискомфорт у значительной части населения.

Улучшение материального благосостояния нередко позволяет людям для отдыха и забавы заниматься такими делами, в которых довольно полно и всесторонне реализуется психика в сочетании с соответствующим трудом. Это охота и рыболовство, ведение дачного и приусадебного хозяйства, кройка и шитье одежды для всей семьи, изготовление художественных произведений и украшений для своего дома и т.п. Такие занятия для людей очень привлекательны, потому что психика в них не дезинтегрирована, потому, что она в таких делах реализуется всесторонне и полноценно в сочетании с трудом и потреблением результатов труда. Люди, занимающиеся такими занятиями, их очень ценят и иногда даже делают их своей основной работой. Этим подтверждается неудовлетворительность жизни с дезинтегрированной психикой.

Все, что делается по собственной задумке, для своего дома, а не по указанию начальства, выполняется гораздо легче (в психическом отношении) и нередко даже с удовольствием.

Дезинтеграция психики имеет прямое отношение к вопросу о свободе и ее привлекательности для людей. Свобода хороша и привлекательна не сама по себе, но потому, что она является необходимым условием для полноценной (не дезинтегрированной) психической жизни. В условиях свободы люди сами задумывают и предпринимают свою трудовую деятельность и с ее помощью удовлетворяют свои потребности. При этом правильно и полноценно реализуется вся человеческая психика и люди чувствуют удовлетворение от такой деятельности. Главным образом именно поэтому свобода является привлекательной и считается большой ценностью. В условиях капиталистического хозяйства и свободного рынка дезинтеграция психики создала ощущение несвободы у большинства участников производства. Это ощущение затронуло даже хозяев производства, хотя конечно в гораздо меньшей мере, чем наемных работников.


Кроме теоретических работ для широкого круга читателей не имеющих специального образования по психологии и философии написана и издана предлагаемая ниже книжка "Основы психологии в популярном изложении."

©2009. Сайт посвященный вопросам современной психологии
Создание сайта, Веб дизайн ИДС Технологии