Состояние современной психологии

Неудовлетворительное или даже кризисное состояние мировой психологии в начале 21 века объясняется нежеланием психологов признать, что люди применяют не одно, а два разных психических механизма или две компоненты мышления полняемые разными способами. Однако это давно замечено многими выдающимися людьми...

Внимание! Авторские права наших публикаций подтверждены. При любом копировании информации с сайта, ссылка на первоисточник ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Наши контакты:

тел: 978-72-79

e-mail: ids79@yandex.ru

Форма обратной связи

Карта сайта


Современная психология Основы психологии в популярном изложении § 1. О некоторых свойствах и особенностях разумного или научного мышления

§ 1. О некоторых свойствах и особенностях разумного или научного мышления

В плане, так сказать, физиологической механики разумное мышление обеспечивается появлением в высшей нервной системе дискретных физиологических или нейродинамических моделей, которые произвольно связываются с внешними предметами и комбинациями звуков (словами) и вследствие этого становятся их заместителями во внутренней механике нервной системы или, что то же самое, их заместителями в идеальном плане. Нейродинамические модели могут соответствовать или быть заместителями как отдельных предметов, так и групп предметов, а также они могут соответствовать и абстрактным понятиям об отдельных свойствах вещей и явлений, и предметам воображаемым, но реально не существующим (линия, квадрат, бесконечность и т.п.). В разумном мышлении возможности введения новых нейродинамических моделей (понятий) ничем не ограничены, и они вводятся по мере надобности. При этом вовсе не обязательно связывать новые модели с переживаниями состояния или эмоциями и поэтому ограниченность "словаря эмоций" (перечень всех возможных различных эмоций) не мешает введению любого количества все новых и новых дискретных моделей (понятий) и соответствующих слов.

Поначалу нейродинамические модели дискретных единиц, применяемых в научном мышлении, мало отличались от эмоций и имели эмоциональную окраску. Звуковая форма понятия подбиралась так, чтобы она была похожа на обозначаемое явление или напоминала о нем. Это удобно по, так сказать, техническим причинам, но вообще это совершенно не обязательно и в большинстве случаев в разумном мышлении обходятся без этого.

В относительно слабо развитом языке чукчей и эскимосов существует до 20 различных слов, обозначающих разные виды или сорта снега, в то время как в гораздо более развитых языках европейских народов для этого используются только одно-два слова. Это имеет место, потому что эскимосам очень важно учитывать различия в свойствах разных видов снега. Русскому, французу, немцу или англичанину не придет в голову называть моржа, плывущего к лодке с охотниками, одним словом, а такого же моржа, плывущего от лодки, другим. Но чукчи это делают. И это делается, потому что во время охоты некогда долго разговаривать, и различать таких моржей очень важно. Поэтому особое название для каждого из таких моржей вполне целесообразно.

Новые слова и понятия (новые нейродинамические модели) все время вводятся не только в таких серьезных случаях, когда вследствие великих открытий надо как-то обозначить то, что открыто в первый раз (Америка, протон, электрон и т.п.), но и тогда, когда какой-нибудь организации, воровской шайке или даже временной группе туристов вздумается по-особому назвать определенные предметы или явления, чтобы получить возможность общаться непонятным для непосвященных образом или просто проявить остроумие.

Из всего этого видно, насколько легко вводятся новые слова и понятия в разумном мышлении. Они подбираются и применяются в соответствии с практическими потребностями, имеющими самое прямое отношение к свойствам внешнего мира. Иногда оказывается удобнее расширять область применения или несколько изменить смысл и содержание существующих понятий. Но это второстепенная сторона дела и она не меняет основного положения, что в разумном мышлении без существенных затруднений можно ввести столько угодно новых понятий и соответствующих слов.

О механизме взаимодействий или взаимосвязей между дискретными понятиями или между соответствующими нейродинамическими моделями можно сказать, что это, по-видимому, все тот же механизм условных рефлексов, подвергшийся некоторому развитию и модификации, или приспособленный для новых целей и условий. Разумное или научное мышление, конечно, разительно отличается от условных рефлексов и может казаться, что между ними не может быть ничего общего. И, тем не менее, человеку нужно не только один раз прочесть или услышать новый закон или истину, но и, как говорится, усвоить или освоить ее. При усвоении истина повторяется неоднократно (повторение – мать учения) и желательно с вариацией условий и связей с сопутствующими предметами и явлениями. В результате человек как бы привыкает к ней. Это весьма напоминает выработку условного рефлекса или освоение связи между дискретными единицами второй сигнальной системы.

В память электронной машины достаточно один раз ввести или запрограммировать новое правило и после этого машина будет выполнять это правило во всех предусмотренных случаях и вариантах работы без какого бы то ни было усвоения или привыкания. Такой образ действий вообще доступен и человеку при достаточном развитии его научного мышления. Но он реализуется при повышенном самоконтроле, как, например, в детской игре "Да и нет не говорите, черное с белым не берите". В человеческом мышлении это достигается с определенным трудом и с погрешностями. Образ действий человеческого мышления более похож на работу механизма условных рефлексов, чем на работу электронной машины.

Стоящая перед изобретателем задача обычно долго крутится в его голове и из ее исходных условий вновь и вновь возникает старое привычное решение, которое приходится отбрасывать, как определенно неудовлетворительное. После такой работы в течение часов, дней или даже месяцев и лет вдруг появляется решение в виде совершенно иного варианта системы понятий и взаимосвязей между ними. Этому может способствовать не только сознательное волевое разрушение старого варианта, но и нарушения нормального действия механизма разумного мышления от усталости, во сне или даже под действием алкоголя. Новый вариант не всегда оказывается правильным решением задачи. Изобретатель его, так сказать, в уме катает и поворачивает на все лады, обсасывает его как леденец, проверяет и постепенно привыкает к нему и осмысливает его со всех сторон. Иногда при этом выясняется непригодность нового варианта, но иногда он оказывается подходящим решением задачи. Такой образ действий является типичным для изобретателей, и он похож на переработку или подавление старого условного рефлекса и выработку нового. Поэтому вполне вероятно, что разумное или научное мышление обеспечивается модифицированными условно-рефлекторными связями между нейродинамическими моделями или дискретными единицами второй сигнальной системы. Это предположение имеет значительное число сторонников (Э.А. Асратян и др.).

Связи и взаимодействия (условные рефлексы) между нейродинамическими моделями подбираются так, чтобы получаемые конструкции соответствовали внешней действительности и позволяли моделировать внутри нервной системы внешние процессы или, что то же самое, воображать ход событий во внешнем мире. История культуры дает много наглядных примеров того, как системы понятий подбираются или подгоняются под внешнюю действительность. Например, во всех цивилизациях были свои системы подсчетов дней, месяцев, смен времен года и летоисчисления, связанные с астрономическими явлениями. Можно в деталях видеть, как люди подбирали систему разумного знания об этих явления, сколько было затрачено труда, сколько сделано ошибок и как их исправляли и уточняли систему летоисчисления все более и более вплоть до введения лишней секунды между 1990 и 1991 годами. В результате мы имеем весьма совершенную систему, которая точно соответствует астрономическим явлениям. Этот результат типичного процесса подбора.

Вообще люди могут ввести какие угодно понятия и связи между ними или вообразить все что угодно, но они постоянно стремятся сделать так, чтобы их системы представлений как можно лучше соответствовали внешней действительности и можно было на основе этих представлений спланировать свою будущую деятельность и, в конечном счете, направить ход событий в будущем выгодным для них образом.

Существуют общие правила построения систем представлений. Такие правила изучаются логикой и они зависят от рассматриваемых объектов и от особенностей подхода (точность, детальность, учет фактора времени). Во многих случаях подходит, так называемая, двухзначная логика с правилом исключенного третьего, но иногда приходится применять и трехзначную, четырехзначную и т.д. логики и учитывать еще модальности (модальная логика) или даже применять принцип дополнительности, согласно которому один и тот же предмет в разных ситуациях может проявлять разные свойства. История физики XX века очень хорошо показывает, как это делается, как подбираются все новые и новые системы представлений, включающие вводимые понятия и новые правила построения высказываний. И все это делается, чтобы добиться как можно более близкого и широкого соответствия наблюдаемым явлениям.

Все это возможно благодаря тому, что в разумном мышлении можно неограниченно вводить новые понятия (дискретные единицы второй сигнальной системы) и соединять их любыми системами взаимосвязей. В эмоциональном мышлении ничего подобного делать нельзя. Поэтому разумное мышление отличается неограниченными возможностями познания любых объектов внешней действительности. Разумное мышление позволяет оперировать в идеальном плане с любыми объектами, как соответствующими внешней действительности, так и не соответствующими или объективно не существующими.

Воля человека (в смысле его психического качества) обычно понимается как способность эффективно переходить от данных разумного мышления (решения сделать что-то) к соответствующим действиям. Известно, что волю надо воспитывать или вырабатывать на примерах практической жизни. Поэтому следует считать, что и здесь мы имеем дело с выработкой своеобразного условного рефлекса. По-видимому, все, так сказать, здание разумного мышления строится из "кирпичиков", представляющих собой различные модификации условных рефлексов. Разумное мышление есть системное качество или особый эффект, получаемый при соединении многих простых элементов (условные рефлексы и понятия или нейродинамические модели) в подходящем образом организованные системы.


Кроме теоретических работ для широкого круга читателей не имеющих специального образования по психологии и философии написана и издана предлагаемая ниже книжка "Основы психологии в популярном изложении."

©2009. Сайт посвященный вопросам современной психологии
Создание сайта, Веб дизайн ИДС Технологии